18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Погонные мэтры

№28
Материал из газеты

Что делать с бригадным шедевром? Обнаруженную в Центральном павильоне ВДНХ картину Александра Герасимова укрепили, но реставрировать не спешат, планируя исследование, на основе которого будет разработана методика ее восстановления

В ходе подготовки к 75-летию ВДНХ в полуподвальном помещении павильона № 1 «Центрального» была обнаружена самая масштабная из известных картин советского академика Александра Герасимова. Как свидетельствуют подписи на обороте, Герасимов писал ее не один, а с большим коллективом коллег, что в сталинскую эпоху было обычным делом. По словам куратора юбилейной экспозиции в Центральном павильоне, автора путеводителя по ВДНХ Павла Нефедова, полотно нашли рабочие, расчищавшие помещение. Оно было свернуто и подвешено к потолку на крюках. На место находки были вызваны специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Как рассказала нашему изданию заведующая отделом реставрации произведений станковой масляной живописи Мария Чуракова, сотрудники ГосНИИРа провели работы по укреплению живописи на участке, который начали разматывать рабочие. По ее словам, картина была профессионально убрана: снята с подрамника и намотана на вал.

«Сколько лет хранилась картина, сказать очень сложно: она находилась в подвальных помещениях. Конечно, есть разрушения: расслаивание красочного слоя, небольшие подмочки, очень сильное пылевое загрязнение — это только то, что мы видели», — говорит заведующая. Досконально исследовать полотно специали-стам ГосНИИРа не удалось. По предположению Чураковой, должен быть объявлен конкурс сначала на проведение исследования, на основе которого будет разработана методика реставрации, и только потом начнутся сами работы. В августе картину перенесли в левый боковой зал павильона и впервые развернули. Сейчас она стала частью юбилейной экспозиции. На полотне впечатляющего размера (6,75×11 м) изображено заседание II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, который проходил 11—17 февраля 1935 года. Съезд состоялся в зале заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлевском дворце. Тема картины была выбрана не случайно. Именно на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников было принято решение об организации сельскохозяйственной выставки в Москве (которая в 1959 году была переименована в ВДНХ). Это косвенно указывает на то, что картина создавалась именно для Центрального павильона. Возможно, ее предполагалось разместить на боковой стене зала № 3, где она сейчас и находится. Больше в павильоне просто нет подходящих площадей.

По мнению Нефедова, картина, хоть и была завершена в 1953 году, никогда не выставлялась. Она не упоминается ни в одном путеводителе 1950-х годов, хотя там перечислялись все гораздо более мелкие работы. Вопрос требует дальнейшего изучения.

Пока нет достоверных свидетельств, почему было принято решение не экспонировать картину. Вероятно, влияние оказала смерть Сталина, из-за чего открытие выставки перенесли с 1953 года на август 1954-го. Хотя официальная борьба с культом личности еще не началась и в оформлении выставки оставалось множество портретов и статуй Сталина, от новых помпезных изображений, судя по всему, решили воздержаться. Подобные решения принимались на уровне высшего руководства КПСС, причем преимущественно устно.

«Конечно, эта картина привлекает внимание своими беспрецедентными размерами. Но она также важна с точки зрения исследования истории ВДНХ. Период начала 1950-х годов довольно плохо изучен, существует много „белых пятен“, таких как картина Герасимова», — комментирует Павел Нефедов.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+