18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Три самые интересные выставки недели

Русский авангард и Георгий Костаки в Третьяковке, масштабная экспозиция в Историческом музее, завершающая серию выставок к 100-летию начала Первой мировой, и портрет как зеркало эпохи в Музее истории Петербурга.

Выставка «Выезд из СССР разрешить…», которая только что открылась в Государственной Третьяковской галерее, несомненно, одно из главных событий года. Она посвящена 100-летию легендарного коллекционера русского авангарда Георгия Костаки (1913–1990), который до эмиграции из СССР в 1977 году передал значительную часть своего собрания галерее. Собирать искусство Костаки начал в 1930-е, а русским авангардом «заболел» в 1950-х, когда многие еще воспринимали это как чудачество и дело бесперспективное. Ведь все, что было «декадентским» и нефигуративным в искусстве первой половины ХХ века, по идеологическим причинам было погребено в запасниках, как казалось в то время, навсегда. Главная цель этой выставки — не только показать шедевры Казимира Малевича, Павла Филонова, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала, Александры Экстер и других представителей русского авангарда первого ряда (142 произведения живописи и более 600 листов графики) из теперь уже легендарного собрания, но и рассказать о незаурядной личности Костаки, стоящего в одном ряду с великими русскими меценатами XIX–XX веков, такими как Павел Третьяков, Иван Морозов и Сергей Щукин.

Государственный исторический музей завершает серию прошедших по всем ведущим российским музеям юбилейных выставок, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны. Понятно, что выставка этого музея с его богатейшим собранием исторических артефактов получилась не только масштабной, но и разнообразной. Кстати, коллекцию, имеющую отношение к Первой мировой, здесь начали собирать уже в августе 1914-го, был создан даже специальный музейный отдел. Сегодня в экспозиции — такие раритеты, как реликвии полковых музеев царской армии или мундир маршала Британской армии, принадлежавший Николаю II (выставляется впервые), а также знамена, оружие, боевые награды, предметы фронтового быта и, конечно, плакаты тех лет, документы и даже живописные произведения, написанные прямо на местах боев особой бригадой художников.

Портретный жанр имеет уже долгую историю в искусстве и, видимо, будет востребован всегда. Ведь портрет, написанный чаще всего на заказ для себя, для родных и близких, спустя какое-то время становится ценнейшим свидетельством времени, которое уже ушло. Именно с этой точки зрения выстроена выставка в Музее истории Петербурга, представляющая русский портрет XIX века в исполнении и классиков (Брюллова, Маковского, Зарянко, скульпторов Витали, Пименова), и неизвестных художников той эпохи. Здесь и парадный портрет, и камерный; среди портретируемых как представители известнейших русских фамилий (Шереметьевы, Долгоруковы, Юсуповы и многие другие), оставивших яркий след в отечественной истории, так и их современники, имена которых давно канули в Лету. Эту удивительную, буквально ожившую, историю в лицах дополняют 40 отдельно сгруппированных портретов государственных мужей от петровского времени до первой четверти ХIХ века.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+