18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три самые интересные выставки недели

Русский авангард и Георгий Костаки в Третьяковке, масштабная экспозиция в Историческом музее, завершающая серию выставок к 100-летию начала Первой мировой, и портрет как зеркало эпохи в Музее истории Петербурга.

Выставка «Выезд из СССР разрешить…», которая только что открылась в Государственной Третьяковской галерее, несомненно, одно из главных событий года. Она посвящена 100-летию легендарного коллекционера русского авангарда Георгия Костаки (1913–1990), который до эмиграции из СССР в 1977 году передал значительную часть своего собрания галерее. Собирать искусство Костаки начал в 1930-е, а русским авангардом «заболел» в 1950-х, когда многие еще воспринимали это как чудачество и дело бесперспективное. Ведь все, что было «декадентским» и нефигуративным в искусстве первой половины ХХ века, по идеологическим причинам было погребено в запасниках, как казалось в то время, навсегда. Главная цель этой выставки — не только показать шедевры Казимира Малевича, Павла Филонова, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала, Александры Экстер и других представителей русского авангарда первого ряда (142 произведения живописи и более 600 листов графики) из теперь уже легендарного собрания, но и рассказать о незаурядной личности Костаки, стоящего в одном ряду с великими русскими меценатами XIX–XX веков, такими как Павел Третьяков, Иван Морозов и Сергей Щукин.

Государственный исторический музей завершает серию прошедших по всем ведущим российским музеям юбилейных выставок, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны. Понятно, что выставка этого музея с его богатейшим собранием исторических артефактов получилась не только масштабной, но и разнообразной. Кстати, коллекцию, имеющую отношение к Первой мировой, здесь начали собирать уже в августе 1914-го, был создан даже специальный музейный отдел. Сегодня в экспозиции — такие раритеты, как реликвии полковых музеев царской армии или мундир маршала Британской армии, принадлежавший Николаю II (выставляется впервые), а также знамена, оружие, боевые награды, предметы фронтового быта и, конечно, плакаты тех лет, документы и даже живописные произведения, написанные прямо на местах боев особой бригадой художников.

Портретный жанр имеет уже долгую историю в искусстве и, видимо, будет востребован всегда. Ведь портрет, написанный чаще всего на заказ для себя, для родных и близких, спустя какое-то время становится ценнейшим свидетельством времени, которое уже ушло. Именно с этой точки зрения выстроена выставка в Музее истории Петербурга, представляющая русский портрет XIX века в исполнении и классиков (Брюллова, Маковского, Зарянко, скульпторов Витали, Пименова), и неизвестных художников той эпохи. Здесь и парадный портрет, и камерный; среди портретируемых как представители известнейших русских фамилий (Шереметьевы, Долгоруковы, Юсуповы и многие другие), оставивших яркий след в отечественной истории, так и их современники, имена которых давно канули в Лету. Эту удивительную, буквально ожившую, историю в лицах дополняют 40 отдельно сгруппированных портретов государственных мужей от петровского времени до первой четверти ХIХ века.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+