18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Турине открылась ярмарка современного искусства Artissima

В Турине в огромном павильоне бывшего конькобежного стадиона Oval Lingotto (его площадь в четыре раза больше площади Манежа) открылась ярмарка современного искусства Artissima. В ней участвует 197 галерей — около трети из них итальянские, — распределенных по шести тематическим разделам. Какими из этих разделов ярмарка особенно гордится, гадать долго не приходится: центральная часть зала отдана Present Future (Настоящее будущее) и Back in Future (Назад в будущее), в обоих представлены исключительно персональные выставки. Несмотря на путаницу с временами, идея организаторов проста — сопоставить произведения авторов, еще не слишком известных, но активно работающих сегодня, и художников, пик активности которых пришелся на 1960–1980-е годы.

Схватку со значительным перевесом выиграли последние: в Back in Future можно увидеть по-настоящему редкие, музейные раритеты. Так, на стенде галереи FARIA продаются фотографии и документы, посвященные перформансам Марты Минужин рубежа 1960–1970-х годов (упакованные в две большие зеленые коробки, они стоят €130 тыс.). Минужин придумала kidnappening — смесь хеппенинга и похищения, в ходе которого участники перформанса похищали некоторых зрителей и увозили в неизвестном направлении (например, в мастерскую художницы). Или Piccassoning, когда люди разъезжали по Нью-Йорку с разрисованными в стиле Пикассо лицами.

Стенд парижской Natalie Seroussi посвящен соратнику Ги Дебора Жилю Вульману. Поначалу больше известный как поэт (и в этом качестве участвовавший в создании движения леттризма), во второй половине ХХ века он занялся изобразительным искусством. Например, придумал писать картины с помощью скотча: он наклеивал ленту скотча на нужное изображение, затем отдирал его и приклеивал повторно, но уже на холст (работы разных размеров стоят по €60–100 тыс.). В какой-то момент он помешался на идее разделения — и так появились поделенные пополам скульптуры или невероятной сложности коллажи, собранные из разрезанных надвое билетиков, кусочков карт и прочих бумажек. Такие коллажи есть в собрании Центра Помпиду, а на стенде галереи их можно купить по цене в пределах €120 тыс.

Многие галеристы соглашаются, что Artissima — локальная ярмарка, а покупатели здесь в основном итальянцы. «За все время VIP-preview я говорила по-английски раза три», — говорит Франческа из A Palazzo из Брешии, хотя и отмечает, что некоторые работы со стенда уже проданы. Галерея, побывавшая недавно в Москве на Cosmoscow, кажется, единственная показала в Турине работы художника из России — Александры Сухаревой (объект в виде круглого зеркала стоит €6 тыс., картина «Голова юноши» — €10 тыс.).

Впрочем, в общей итальянскости и локальности Artissima есть преимущества. В отсутствие галерей-гигантов с выставками-хитами и напряженного соревнования на самый запоминающийся стенд здесь можно обнаружить множество неожиданных вещей. В особенности, связанных с архитектурой и дизайном, которыми Северная Италия всегда могла похвастать. Галерея Camera16 из Милана выставила серию графических работ Уго Ла Пьетра на тему урбанистики. Архитектор делал снимки выбивающихся из городского ландшафта объектов и затем превращал их в функциональные объекты, благодаря которым город становился домом: железный забор — кроватью, пластиковая будка — уличным душем и дорожное ограждение — основой столешницы. Каждый лист стоит по €4 тыс. Галерея Antonia Jannone и вовсе торгует только работами архитекторов. Здесь есть рисунки и темперы Альдо Росси (€9–33 тыс.), работы Микеле де Лукки (рисунки по €1,5 тыс., деревянные объекты — около €8 тыс.).

«Турин, безусловно, не такой центр, как Лондон или Нью-Йорк, но именно поэтому сюда проще и дешевле привезти кураторов и художников, и этим надо пользоваться, тем более что внимание кураторов сегодня для галериста так же важно, как внимание покупателей», — оценивает ситуацию с практической стороны директор ярмарки Сара Косулич.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+