18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ивана Клюна впервые покажут за пределами России

№93
Материал из газеты

Греческая выставка соратника Малевича представляет его работы из коллекции Георгия Костаки

В Салониках в Государственном музее современного искусства — Коллекции Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus) открывается анонсированная еще год назад ретроспектива Ивана Клюна (1873–1943), ближайшего соратника Казимира Малевича и при этом оригинального изобретателя новых форм в искусстве, что видно даже по названию выставки — «Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы». В его работах есть прозрения, которые позднее будут развиты другими героями. Так, в кубофутуристических композициях Клюна встречаются и реди-мейд (за несколько лет до Марселя Дюшана), и прообраз мобилей — элементы, свободно парящие на проволоках (за два десятилетия до Александра Колдера), а в его более поздней, так называемой сферической живописи есть предвидение цветовых эффектов, которые прославят Марка Ротко.

Путь сына плотника из Владимирской губернии к новому искусству был извилист. Он рано начал рисовать, но профессиональным художником стал не сразу. На жизнь зарабатывал как бухгалтер, даже когда уже сам был профессором ВХУТЕМАСа (Клюн руководил основным отделением живописного факультета, а заодно курировал керамическую мастерскую). Говорят, что и эффектный псевдоним себе из фамилии Клюнков придумал, чтобы разделять свою прозаическую и художественную ипостаси и чтобы на службе не шокировать коллег участием в скандальных акциях.

Решающим пунктом в его карьере и судьбе стала встреча с Малевичем, с которым он познакомился в 1907 году в московском училище Федора Рерберга и почти сразу признал первенство товарища, хотя тот был младше на несколько лет. Они вместе шли по пути поисков нового языка, от символизма и кубофутуризма к супрематизму. Имя Клюна фигурирует во многих хрестоматийных эпизодах авангардной одиссеи (это и манифесты, и оформление улиц, и работа в Музее живописной культуры). Вместе с Малевичем уже в 1930-е он пытался приспособиться к новому советскому курсу на реализм, даже вступил в ОСТ, однако не задалось, его критиковали как формалиста.

Хотя Клюна часто рассматривают как правоверного последователя Малевича, его собственный художественный путь отнюдь не описывается только этим содружеством. Так, в какой-то момент он усомнился в ценности супрематизма и провозгласил собственное направление — «конструктивный реализм», созданное под влиянием пуризма Амеде Озанфана и Шарля-Эдуарда Жаннере, а в позднем творчестве Клюна некоторые исследователи находят и сюрреалистические мотивы.

В Салониках хранится крупнейшее собрание художника — 400 работ и архивных документов. Георгий Костаки фактически спас его наследие. Большая выставка Ивана Клюна в Третьяковке в 1996 году также базировалась на коллекции Костаки, подаренной музею в 1970-е. Греческий музей при поддержке созданного несколько лет назад попечительского совета, куда входят Кристина Краснянская, Константин и Виктория Янаковы, Андрей Чеглаков, и фонда Heritage Art Foundation запустил программу по подробному показу творчества героев этой коллекции. Выставка Клюна станет его первой ретроспективой за пределами России.  

Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы
Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки, MOMus
1 июля – 19 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+