18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ивана Клюна впервые покажут за пределами России

№93
Материал из газеты

Греческая выставка соратника Малевича представляет его работы из коллекции Георгия Костаки

В Салониках в Государственном музее современного искусства — Коллекции Костаки (в составе Организации музеев изобразительных искусств, MOMus) открывается анонсированная еще год назад ретроспектива Ивана Клюна (1873–1943), ближайшего соратника Казимира Малевича и при этом оригинального изобретателя новых форм в искусстве, что видно даже по названию выставки — «Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы». В его работах есть прозрения, которые позднее будут развиты другими героями. Так, в кубофутуристических композициях Клюна встречаются и реди-мейд (за несколько лет до Марселя Дюшана), и прообраз мобилей — элементы, свободно парящие на проволоках (за два десятилетия до Александра Колдера), а в его более поздней, так называемой сферической живописи есть предвидение цветовых эффектов, которые прославят Марка Ротко.

Путь сына плотника из Владимирской губернии к новому искусству был извилист. Он рано начал рисовать, но профессиональным художником стал не сразу. На жизнь зарабатывал как бухгалтер, даже когда уже сам был профессором ВХУТЕМАСа (Клюн руководил основным отделением живописного факультета, а заодно курировал керамическую мастерскую). Говорят, что и эффектный псевдоним себе из фамилии Клюнков придумал, чтобы разделять свою прозаическую и художественную ипостаси и чтобы на службе не шокировать коллег участием в скандальных акциях.

Решающим пунктом в его карьере и судьбе стала встреча с Малевичем, с которым он познакомился в 1907 году в московском училище Федора Рерберга и почти сразу признал первенство товарища, хотя тот был младше на несколько лет. Они вместе шли по пути поисков нового языка, от символизма и кубофутуризма к супрематизму. Имя Клюна фигурирует во многих хрестоматийных эпизодах авангардной одиссеи (это и манифесты, и оформление улиц, и работа в Музее живописной культуры). Вместе с Малевичем уже в 1930-е он пытался приспособиться к новому советскому курсу на реализм, даже вступил в ОСТ, однако не задалось, его критиковали как формалиста.

Хотя Клюна часто рассматривают как правоверного последователя Малевича, его собственный художественный путь отнюдь не описывается только этим содружеством. Так, в какой-то момент он усомнился в ценности супрематизма и провозгласил собственное направление — «конструктивный реализм», созданное под влиянием пуризма Амеде Озанфана и Шарля-Эдуарда Жаннере, а в позднем творчестве Клюна некоторые исследователи находят и сюрреалистические мотивы.

В Салониках хранится крупнейшее собрание художника — 400 работ и архивных документов. Георгий Костаки фактически спас его наследие. Большая выставка Ивана Клюна в Третьяковке в 1996 году также базировалась на коллекции Костаки, подаренной музею в 1970-е. Греческий музей при поддержке созданного несколько лет назад попечительского совета, куда входят Кристина Краснянская, Константин и Виктория Янаковы, Андрей Чеглаков, и фонда Heritage Art Foundation запустил программу по подробному показу творчества героев этой коллекции. Выставка Клюна станет его первой ретроспективой за пределами России.  

Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи, летающие скульптуры, световые сферы
Государственный музей современного искусства — Коллекция Костаки, MOMus
1 июля – 19 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+