18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Эрмитаже реставрируют портреты императриц и великих княгинь

№92
Материал из газеты

Полотна мало знакомы зрителю, теперь же некоторые из них поместят в постоянную экспозицию

Специалисты Государственного Эрмитажа работают над реставрацией портретов императриц и великих княгинь. Она ведется в рамках долгосрочной программы «Великие женщины российского императорского двора», которую поддерживает Петербургский нефтяной терминал. Уже завершен портрет Екатерины II, идет работа над парадным изображением великой княгини Елизаветы Алексеевны. Близка к финалу реставрация портрета Марии Федоровны, второй жены Павла I.
Эти полотна мало знакомы широкому зрителю: на протяжении XX века большинство из них находилось в запасниках. Как, например, портрет Марии Федоровны кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), больше 100 лет хранившийся накатанным на вал. На этом парадном портрете императрица изображена в малой императорской короне перед троном, рядом на кушетке лежит свиток с планом Воспитательного дома для благородных девиц, находившегося под ее покровительством. В то время модели уже исполнилось 40 и она была матерью 10 детей, но на портрете выглядит как юная принцесса.

Специалисты изготовили для полотна новый подрамник, сняли слои потемневшего лака и укрепили красочный слой. По словам Алексея Никольского, художника-реставратора высшей категории лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, мастерам удалось предотвратить осыпания краски, убрать так называемые грядки — отставания красочного слоя со вздутиями, которые сейчас не видны. Процесс оказался трудоемким, и он еще не завершен, идет работа над тонировками и ретушью. «Сложности были связаны и с размером картины, — поясняет Алексей Никольский. — Его несколько раз меняли, загибая края холста с красочным слоем, вероятно, при перемещении в другие интерьеры. В 1860-х годах, видимо к 100-летию Виже-Лебрен, портрету вернули первоначальный формат и он занял место в Романовской галерее, где экспонировался до 1918 года. Нам удалось сохранить красочный слой на местах заломов холста».

Непростая судьба была и у портрета Екатерины II работы Пьера Этьенна Фальконе (1741–1791). Он тоже весь XX век находился в запасниках. Исследования в инфракрасном спектре показали, что художник воспользовался холстом с уже имевшимся изображением на античный сюжет. Известно, что для этого портрета императрица позировала лишь один раз. За тот сеанс Фальконе успел написать лицо, сделать набросок фигуры. И потом долго работал над деталями костюма и интерьера, над изображением любимой левретки императрицы. Впервые отреставрированный портрет показали год назад на выставке «Это сам Потемкин!». Вскоре полотно зай­мет место в постоянной экспозиции.

В фондах Государственного Эрмитажа находятся десятки портретов императриц и великих княгинь, которые в рамках проекта будут отреставрированы и появятся в экспозиции. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+