18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Елагиноостровский дворец-музей принимает первых посетителей

№92
Материал из газеты

Десятилетиями Елагин дворец служил украшением местного парка культуры и отдыха, хотя для полного соответствия музейному статусу ему не хватало качественной реставрации. Сейчас она почти завершена

Архитектурная доминанта Елагина острова, один из самых известных памятников эпохи высокого классицизма, Елагин дворец впервые после почти 20-летнего периода ремонтно-реставрационных работ возвращается к музейной жизни. Дворец возвел в 1818–1824 годах Карл Росси по велению императора Александра I как летнюю резиденцию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Строительством и оформлением интерьеров занимались выдающиеся мастера того времени. И сегодня интерьеры Елагина дворца считаются одним из лучших в России образцов стиля ампир.

После революции, с 1918 по 1929 год, здесь работал Музей истории и быта, потом его закрыли, а весь Елагин остров превратили в парк культуры и отдыха. Во время Великой Отечественной интерьеры сильно пострадали при пожаре. Их реставрация шла с 1952 по 1961 год, но общедоступными стали лишь несколько залов — в остальных располагалась база отдыха трудящихся. В 1987 году дворцу присвоили статус музея, началось формирование коллекции. В 1990-м Елагин остров включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, с 2001-го архитектурно-парковый ансамбль является памятником федерального значения.

Фактически ремонтно-реставрационные работы  здесь велись с начала 2000-х. Еще в 2006–2012 годах полностью восстановили фасады, отремонтировали кровлю, заменили подъездной пандус. С 2016 по 2021 год во дворце проходили комплексные ремонтно-реставрационные работы на втором и третьем этажах, капитальный ремонт инженерно-технических сетей. Но самые сложные и ответственные работы выполнены во дворцовых интерьерах, многие из которых заново отреставрированы впервые за почти 80 лет. Например, на третьем этаже в помещении церкви во имя Святителя Николая при расчист­ке плафонов воссоздали по историческому описанию декор 16 полуколонн из искусственного мрамора.

Частично отреставрированы интерьеры парадных залов, Камер-юнгферской и Туалетной комнат, Малиновой гостиной. Полностью восстановлены роспись и убранство двух вестибюлей, особенно пострадавших от копоти котельной, размещавшейся после войны в цокольном этаже, а также мраморные камины и полы. В опочивальне бережно сохранили шелковый штоф, созданный в ходе послевоенной реставрации. Искусственный мрамор расчистили во всех залах, отреставрировали лепную отделку карнизов и фризов, поновили золоченые элементы орнаментов. Всего на проектные и реставрационные работы было потрачено из бюджета 283,9 млн руб.

По словам Татьяны Ершовой, заместителя директора по музейной деятельности, здешней особой гордостью всегда были двери, декор которых не повторялся, а оформление было настолько изысканным и совершенным, что Елагин дворец даже называли «дворцом дверей». «Современные краснодеревцы продемонстрировали глубокое понимание и высокое мастерство в реставрации дверей, — говорит Татьяна Ершова. — Теперь мы видим их обновленными, во всей красе».

Главным достижением современной реставрации, по мнению сотрудников музея, стало возвращение интерьера кабинета Александра I. После войны его частично восстановили, но из-за протечек кровли так и не открыли для публики. Помимо росписи, в кабинете сейчас воссозданы камин, каминное зеркало, штоф ручной набойки, которым обиты стены, декоративное убранство окон. Посетители увидят эту комнату впервые.

Впервые же они смогут рассмотреть и единственную в нашей стране работу датского скульптора Енса Адольфа Ерихау, ученика знаменитого Бертеля Торвальдсена, «Охотник, похищающий детеныша пантеры», установленную в Малиновой гостиной. Бывшие жилые покои второго этажа превращены в выставочные залы, и здесь уже открыта выставка «Кабинетные истории», посвященная развитию мебельного искусства в XIX — начале XX века.

В 2022 году Елагино­островскому дворцу исполнится 200 лет. К юбилею обещают отреставрировать еще ряд дворцовых помещений. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+