18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Елагиноостровский дворец-музей принимает первых посетителей

№92
Материал из газеты

Десятилетиями Елагин дворец служил украшением местного парка культуры и отдыха, хотя для полного соответствия музейному статусу ему не хватало качественной реставрации. Сейчас она почти завершена

Архитектурная доминанта Елагина острова, один из самых известных памятников эпохи высокого классицизма, Елагин дворец впервые после почти 20-летнего периода ремонтно-реставрационных работ возвращается к музейной жизни. Дворец возвел в 1818–1824 годах Карл Росси по велению императора Александра I как летнюю резиденцию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Строительством и оформлением интерьеров занимались выдающиеся мастера того времени. И сегодня интерьеры Елагина дворца считаются одним из лучших в России образцов стиля ампир.

После революции, с 1918 по 1929 год, здесь работал Музей истории и быта, потом его закрыли, а весь Елагин остров превратили в парк культуры и отдыха. Во время Великой Отечественной интерьеры сильно пострадали при пожаре. Их реставрация шла с 1952 по 1961 год, но общедоступными стали лишь несколько залов — в остальных располагалась база отдыха трудящихся. В 1987 году дворцу присвоили статус музея, началось формирование коллекции. В 1990-м Елагин остров включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, с 2001-го архитектурно-парковый ансамбль является памятником федерального значения.

Фактически ремонтно-реставрационные работы  здесь велись с начала 2000-х. Еще в 2006–2012 годах полностью восстановили фасады, отремонтировали кровлю, заменили подъездной пандус. С 2016 по 2021 год во дворце проходили комплексные ремонтно-реставрационные работы на втором и третьем этажах, капитальный ремонт инженерно-технических сетей. Но самые сложные и ответственные работы выполнены во дворцовых интерьерах, многие из которых заново отреставрированы впервые за почти 80 лет. Например, на третьем этаже в помещении церкви во имя Святителя Николая при расчист­ке плафонов воссоздали по историческому описанию декор 16 полуколонн из искусственного мрамора.

Частично отреставрированы интерьеры парадных залов, Камер-юнгферской и Туалетной комнат, Малиновой гостиной. Полностью восстановлены роспись и убранство двух вестибюлей, особенно пострадавших от копоти котельной, размещавшейся после войны в цокольном этаже, а также мраморные камины и полы. В опочивальне бережно сохранили шелковый штоф, созданный в ходе послевоенной реставрации. Искусственный мрамор расчистили во всех залах, отреставрировали лепную отделку карнизов и фризов, поновили золоченые элементы орнаментов. Всего на проектные и реставрационные работы было потрачено из бюджета 283,9 млн руб.

По словам Татьяны Ершовой, заместителя директора по музейной деятельности, здешней особой гордостью всегда были двери, декор которых не повторялся, а оформление было настолько изысканным и совершенным, что Елагин дворец даже называли «дворцом дверей». «Современные краснодеревцы продемонстрировали глубокое понимание и высокое мастерство в реставрации дверей, — говорит Татьяна Ершова. — Теперь мы видим их обновленными, во всей красе».

Главным достижением современной реставрации, по мнению сотрудников музея, стало возвращение интерьера кабинета Александра I. После войны его частично восстановили, но из-за протечек кровли так и не открыли для публики. Помимо росписи, в кабинете сейчас воссозданы камин, каминное зеркало, штоф ручной набойки, которым обиты стены, декоративное убранство окон. Посетители увидят эту комнату впервые.

Впервые же они смогут рассмотреть и единственную в нашей стране работу датского скульптора Енса Адольфа Ерихау, ученика знаменитого Бертеля Торвальдсена, «Охотник, похищающий детеныша пантеры», установленную в Малиновой гостиной. Бывшие жилые покои второго этажа превращены в выставочные залы, и здесь уже открыта выставка «Кабинетные истории», посвященная развитию мебельного искусства в XIX — начале XX века.

В 2022 году Елагино­островскому дворцу исполнится 200 лет. К юбилею обещают отреставрировать еще ряд дворцовых помещений. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+