18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

От забвения — к славе за 25 лет

№91
Материал из газеты

Усилиями искусствоведа Чарльза Эвери список великих мастеров эпохи Возрождения пополнило имя скульптора Брешано

Среди коллег и современников Брешано есть те, о ком мы знаем гораздо больше, чем о нем. Например, Андреа Риччио (1470–1532) справедливо почитают как одного из лучших итальянских скульпторов Ренессанса, работавших в бронзе. Его монументальный — более 3,5 м в высоту — пасхальный подсвечник (1507–1516) в базилике Святого Антония в Падуе признан величайшим творением своей эпохи. Славу скульптора Андреа Риччио принесли сложные рельефы, изощренное архитектурное оформление гробниц, авторские бронзовые статуэтки. 

А вот то, что в широком смысле считается декоративной бронзовой скульп­турой: подсвечники, подставки для каминных наборов, кувшины, дверные молотки, — обычно либо не принимают во внимание, либо относятся к таким работам снисходительно. Поэтому неудивительно, что монография Чарльза Эвери — первое исследование об Андреа ди Бартоломео ди Алессандри (1524/25–1573), больше известном под именем Иль Брешано. В отличие от Риччио, он посвятил себя исключительно искусству малых форм. Неизвестно ни одной статуи, самостоятельно им созданной, хотя его друг Алессандро Витториа в 1566 году пригласил Брешано для отливки своего великолепного «Святого Себастьяна», находящегося сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Впрочем, есть еще одна причина, по которой ему пришлось так долго ждать своего звездного часа.

До того, как Эвери занялся изучением наследия Брешано, последний был известен главным образом как создатель пасхального подсвечника из собора Санта-Мария делла Салюте в Венеции. Более чем двухметровое, украшенное шестью десятками фигур, произведение это подписано автором и датировано 1565 годом, потому в научный оборот было введено уже давно. Но лишь в 1996 году ситуация начала меняться: на продажу была выставлена пара великолепных подставок для каминных наборов из коллекции маркиза Бьюта, и именно Чарльз Эвери признал Брешано автором этих предметов, которые энциклопедист Козимо Бартоли в письме из Венеции в 1568 году рекомендовал приобрести флорентийскому принцу Франческо ди Медичи.

Эти несколько атрибутированных Брешано работ составили ядро, опираясь на которое, Эвери за четверть века обнаружил и описал солидное наследие скульптора, куда вошли еще два пасхальных подсвечника из соборов в Ровиго и Бари и множество мелких предметов. Параллельно искусствовед Эмма Джонс сделала ряд важных открытий в архивах. В итоге каталог, основанный на исследованиях Эвери, включает в себя 83 статьи.

В этой книге есть, пожалуй, только один неизбежный пробел, касающийся эскизов. Брешано был, безусловно, великолепным мастером по бронзе и мог создавать собственные эскизы, но только от случая к случаю. Эвери предполагает, что его визуальные идеи могли воплощать в рисунках другие художники. В частности, сохранился рисунок, сделанный итальянским карандашом на голубой бумаге, который, несомненно, служил предварительным эскизом подпоры для «Креста святого Тео­дора», созданного Брешано в 1567 году. Хранящийся сегодня в Венецианской академии, рисунок характеризуется как работа, сделанная «талантливой и умелой рукой». В описании сказано: «Анонимный рисовальщик, возможно, Якопо Сансовино или Брешано». И увы, других оснований для атрибуции этого рисунка Брешано нет. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+