18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Церковь Преображения Господня в Кижах открыли для посещения

Деревянный храм, построенный в Кижах в 1714 году, был закрыт для публики более 40 лет

Интерьеры деревянной церкви Преображения Господня Кижского погоста, входящей в состав Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» на Онежском озере, открыли для посещения. Это произошло впервые с 1980 года — все это время храм, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, находился на реставрации.

Чинить одну из доминант ансамбля Кижского погоста — 23-главую церковь Преображения Господня — начали через век после постройки в 1714 году, и с тех пор этот процесс стал, по сути, беспрерывным. Тем не менее к концу 1970-х Преображенская церковь пришла в упадок: построенное без фундамента летнее здание стало крениться, местами подгнило и угрожало обрушением. Именно тогда был прекращен доступ посетителей внутрь церкви, а «небо» (деревянный свод) и четырехрядный иконостас пришлось демонтировать и вывезти. Долгие годы церковь «висла» на установленном внутри металлическом каркасе.

«Активная фаза реставрации началась в 2009 году благодаря подписанному президентом России плану мероприятий по реставрации архитектурного ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры музея-заповедника „Кижи“», — сообщает пресс-релиз Министерства культуры РФ. После этого каждый год стадии реставрационных работ проходили проверку экспертами Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест и членами специальной ведомственной комиссии, в которую вошли лучшие отечественные эксперты, а также специалисты по деревянному зодчеству из более чем 30 стран.

Последний этап реставрационных и консервационных работ в храме был завершен в 2020 году. Восстановление велось по не имеющей аналогов в мире технологии поэтапной переборки сруба. Вся почти 40-метровая конструкция весом 600 т была вывешена на металлическом каркасе, разделена на ярусы и последовательно реставрировалась снизу вверх. В результате удалось сохранить более 60% исторического материала (церковь сложена из 3 тыс. бревен и сотни тысяч элементов).

Заключительным этапом стало возвращение из музейного хранилища иконостаса, включающего 101 икону, 65 крупных конструктивных элементов (панели, ставы, царские врата, сень) и 210 накладных деталей (базы, колонки, капители). Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста отличался особым великолепием и являлся одним из крупнейших резных золоченых иконостасов в Олонецкой епархии. По замерам архитекторов высота иконостасной рамы равняется в прирубах 6,70 м, на боковых гранях — 6,90 м, на восточной стене — 7,09 м, длина — 23,7 м. По количеству икон четырехрядный Преображенский иконостас можно отнести к категории наиболее значительных иконостасов среди храмов Русского Севера. К сожалению, иконы «неба» (потолочные иконы) были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Реставрация икон Преображенской церкви проводилась неоднократно — в 1950-е, 1980-е годы. Последние по времени реставрационно-консервационные работы на золоченой резной иконостасной раме завершились в 2019 году.

В прошлом году церковь Преображения вошла в лонг-лист Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация»; тогда же ее должны были открыть для посещения — в храмовый престольный праздник. Однако открытие отложили. И вот теперь в храм наконец вошли первые посетители, под его сводами торжественно звучал Валаамский духовный распев в исполнении детского коллектива России и Карелии — хора «Теллерво». На сайте музея уже продаются билеты на индивидуальное и экскурсионное посещение храма.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+