18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Эстетика размера: маленькие шедевры больших художников в Еврейском музее

№91
Материал из газеты

Все работы на выставке «„Маленькое“ искусство» не более 25 сантиметров по большей стороне

Проблема размера — в искусстве почти философская, из разряда основополагающих, таких как проблема законченности — незаконченности или важности — незначительности. Как мы выбираем из наследия какого-нибудь гения «самое главное»? Если больше, то важнее? Всегда ли огромная фреска победит в восприятии крошечный карандашный набросок? Увы, как показывает история, почти всегда. Пусть opus magnum, великая картина, окажется неудачей (мы знаем такие примеры), а этюды к ней — гениальными, до относительно недавнего времени без большого шедевра в анамнезе творец редко попадал в списки первых имен, а скромные по размеру произведения и до сих пор имеют гораздо меньше шансов оказаться в свете публичного внимания, чем крупные работы того же автора.

Эту несправедливость по отношению к малым формам призвана исправить выставка «„Маленькое“ искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Сто тридцать работ хрестоматийных фигур российского искусства с конца XIX до середины ХХ века — Льва Бакста, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Казимира Малевича, Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова, Константина Сомова, Антонины Софроновой и многих других — отобраны по критерию «маленького». Это и раритеты из частных коллекций, и произведения из музейных собраний, в их числе — ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. Щусева, музеи-заповедники «Абрамцево», «Петергоф», «Царское Село».

По словам куратора выставки Марии Гадес, условной физической меркой стали 25 см по большей стороне работы, то есть размер обычного альбомного листа. Самые крошечные из представленных — это знаменитые лагерные рисунки Михаила Соколова, часто не более спичечного коробка. В его случае миниатюрность была вынужденной: в ГУЛАГе не выдавали хороших холстов и бумаги. Но были и примеры в нашей истории, когда художники сами ограничивали себя в размере произведений. Таков был Иван Похитонов, чьи пейзажи редко бывали больше раскрытой ладони, а писал он их под лупой тончайшими кистями — и эта миниатюрность не помешала ему прославиться в Парижах и Брюсселях (на выставке будут его работы).

Впрочем, Мария Гадес поясняет, что задачи собрать именно миниатюристов, виртуозов Левшей не стояло. «Было интересно сделать собрание работ художников, которые могли и так, и по-другому, то есть и делать работы абсолютно эпохального свойства, и довольствоваться какими-то небольшими эскизами, этюдами, и они ничем не хуже большого формата».

Четыре раздела выставки иллюстрируют изменение функции «маленького» искусства. Первая часть, связанная с эпохой передвижничества и названная «На пути к большой картине», посвящена самой привычной роли маленьких работ — как подготовки к крупному произведению. Тут, например, можно видеть эскизы Репина к картине «Парижское кафе». Вторая часть — это эпоха Серебряного века и эмансипации графики, повышения ее веса в художественной иерархии. Отдельное пространство отдано экспериментам авангарда, когда и на клочке бумаги строились новые миры и вселенные. Наконец, завершает выставку подборка работ художников 1930-х годов, оказавшихся на обочине советского худпроцесса после провозглашения в 1932 году тотального соцреализма. Их выбор камерных форм часто диктовался не только прозаическим отсутствием возможности делать что-то большое, но и внутренней фрондой, противопоставлением маленьких частных сюжетов генеральной парадной советской линии. 

К выставке подготовлена образовательная программа в формате полноценного летнего фестиваля с концертами, кинопоказами, лекциями и спектаклями. Кроме того, генеральный спонсор выставки Банк ВТБ в рамках просветительского проекта «Культурный гид» подготовил авторскую видеоэкскурсию по экспозиции. Ведущая, народная артистка РФ Юлия Рутберг делится секретами, которые скрывают наброски и эскизы, а также интересными историями. В частности, она рассказывает о наброске к уже упомянутой картине Ильи Репина «Парижское кафе», которая была продана 10 лет назад более чем за $7 млн. (любопытно, что художник жаловался на дороговизну парижских натурщиков, но признавал, что это даже мало для уровня их мастерства), неожиданно мирном прообразе «Демона» Михаила Врубеля, почему меценат Савва Мамонтов решил отправить друзей Валентина Серова и Константина Коровина на строительство Северной железной дороги и как Михаил Соколов высылал свои работы письмами из ГУЛАГа.

Еврейский музей и центр толерантности
«Маленькое» искусство
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+