18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Иванове выткали фестиваль авангарда

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» превратил город в настоящую столицу современного искусства, пусть и всего на неделю. Зато выставка «Светлый путь» продлится до конца лета

Когда слышишь «Иваново», сразу вспоминаешь штампы «город невест» и «ситцевая столица России», но фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», прошедший уже в третий раз, намерен создать для города новый бренд.

Город начинается с вокзала, а вокзал в Иванове самый что ни на есть авангардный. Он был возведен в 1929–1933 годах по проекту архитектора-конструктивиста Владимира Каверинского. Это крупнейший в России вокзал в конструктивистском стиле: его площадь составляет более 9 тыс. кв. м. За время своего существования здание пережило несколько реконструкций, из-за чего первоначальный архитектурный облик был нарушен. В 2018 году началась реставрация, и уже в 2020-м вокзал открылся в почти оригинальном виде. Специалисты отреставрировали кровлю и фасад, мозаики и витражи. Только метлахскую плитку на полу пришлось заменить на новую, но она, как заверяют авторы проекта, почти ничем не отличается от оригинальной. А орнаменты на колоннах созданы по мотивам рисунков ивановских тканей начала XX века.

И кажется, что вокзал — знаковая часть фестиваля «Первая фабрика авангарда» и задает тон всему путешествию на это мероприятие. В скором времени роль вокзала в искусстве укрепится: в одной из его частей появится арт-площадка. Как рассказала The Art Newspaper Russia генеральный продюсер фестиваля Ирина Голубева, в 2020 году Ивановской области удалось выиграть на Тавриде государственный грант в 7,5 млн руб. на создание арт-пространства. Работа над проектом уже ведется, и в здании вокзала будут проходить выставки, лекции, концерты и творческие встречи.

В ожидании, пока в городе откроется еще одно культурное пространство, «Первая фабрика авангарда» набирает силу и становится тем событием, куда хочется приезжать ежегодно. На этот раз в программе фестиваля было более 50 пунктов. Это и выставки, и спектакли, и фотопроекты, и концерты, и лекции. И так или иначе красной нитью везде проходила тема авангарда, часто в буквальном смысле.

Фестиваль объединил самые разные направления — искусство и моду, литературу и музыку. Центральным событием стала выставка «Светлый путь» в Музейно-выставочном центре. С завершением «Первой фабрики авангарда» она только начала свою работу и будет открыта до 22 августа. Арт-директор фестиваля и куратор выставки Сергей Соловьев отобрал для показа работы полутора десятков актуальных художников из разных городов России, которые работают с тканью как объектом, выводя ее за рамки бытовых и декоративных функций. Все они показывают, что ткань — не только ситец с цветами и «огурцами», но и нечто, выходящее за пределы физической материи.

«Мы хотели показать ткань как некую жизненную основу. Мы рождаемся, и первое, что происходит — нас обертывают в ткань, мы умираем — нас обертывают в ткань. Ткань — это нечто сакральное, это наша вторая природа», — говорит Сергей Соловьев.

К выставке ведет лестница, вдоль которой развешаны фотографии, задокументировавшие перформанс Андрея Кузькина «Путешествие с белой нитью». Сразу за ними посетителей встречают работы Татьяны Зайцевой из серии «Хоругви авангарда», соединяющиеся во фразу: «Все хотят понятного искусства, но почему-то никто не хочет приспособить свою голову для понимания». Рядом — свитер и шарф с мифологическими «даблоидами» Леонида Тишкова и его же инсталляция «Дитя», сплетенная из лоскутов одежды умершей матери художника.

Основной зал выставки похож на коридор из нитей, ступить в который решается не каждый — возможно, дело в его будто сакральной белизне и расположенных по бокам немного пугающих работах Ильмиры Болотян из серии «Материальный труд». Художница исследовала тему всепоглощающей работы женщин над собой, в том числе с помощью пластической хирургии, в результате чего появились запеленатые объекты с лицами в повязках после операций, чем-то похожие на крохотных мумий или куколок, из которых должны вылупиться прекрасные (а может, и нет) бабочки.

В этом же зале гобелены Яны Сафроновой из серии-проекта «Тепло», вышитая «Ткань города» Марии Арендт, «Черно-белая изонить» Наталии Мельник из серии «Деревянно-текстильная геометрия», работы Владимира Анзельма, использующего в качестве холстов мешковину. Художник Аркадий Насонов представил гобелен «Неисповедимыми тропинками», переиначивший сказку «Красная Шапочка», где два волка и две Красные Шапочки оказываются по разные стороны. Как рассказал куратор выставки, художник использует этот гобелен как покрывало, так что в данном случае ткань выполняет и свою прямую функцию.

Интересна история серии «Мой город», соединяющей фото, графику и вышивку. Организаторы выставки обнаружили ее в местном политехе — это дипломный проект выпускницы 2014 года Светланы Волковой, однако следы самой художницы затерялись. Сергей Соловьев говорит, что ее искало пол-Иванова, но безуспешно. Рядом с работами Волковой — произведения Дмитрия Пушкарева с тканью живописной, где складки одежды напоминают караваджиевские.

В другом зале, погруженном в полумрак, показывают войлочные иконы из серии «Святые» и серию стягов Веры Колгановой: «Молитва о прекращении междоусобной брани», «Псалом 90» и «Молитва Кресту». Отдельное пространство занимает проект Анны Тагути «Крест и молот», построенный на стилевых парадоксах. В нем полотнища с серпами и молотами соседствуют с холстами, покрытыми коптскими символами и вновь подтверждающими роль ткани как чего-то сакрального. Здесь же работы из дипломной коллекции Ксении Новиковой «Православие», вдохновленной одеждами священнослужителей и созданной из бархата, шелка и гобеленовой ткани.

Следующая «Первая фабрика авангарда» заработает в Иванове в 2022 году, и, если фестиваль продолжит развиваться в таком же темпе, не исключено, что со временем город действительно получит звание «столицы авангарда», а не только ситца. Но приезжать сюда за авангардом стоит чаще раза в год: в коллекции Ивановского художественного музея есть работы Казимира Малевича, Ильи Машкова, Александра Родченко, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Александры Экстер.

Музейно-выставочный центр Иваново
Светлый путь
До 22 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+