18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ули Сигг объединил две Кореи

№91
Материал из газеты

«Протесты будут», — уверен швейцарский коллекционер, организовавший выставку корейского искусства, созданного по обеим сторонам границы

Первый раз швейцарский коллекционер искусства Ули Сигг побывал в Северной Корее в 1980-х годах как сотрудник корпорации Schindler. В 1995 году он приехал туда уже в качестве посла Швейцарии и стал единственным зарубежным коллекционером, получившим разрешение покупать произведения, на которых изображены руководители северокорейского государства, в том числе Ким Ир Сен и Ким Чен Ир на фоне образцов ракетного арсенала страны.

Собрание корейского искусства Сигга, объединившее работы художников из Северной и Южной Кореи, с конца апреля экспонируется в Художественном музее Берна на политически неоднозначной выставке «Пересечения границы». Границу между двумя Кореями, представляющую собой зону колючей проволоки и противотанковых заграждений протяженностью 250 км, пересечь невозможно, но выставка приглашает хотя бы к культурному диалогу между двумя этими странами, врагами и ближайшими родственниками одновременно.

Художественный музей Берна и Сигг нарушают табу на экспонирование искусства двух Корей бок о бок. Куратор Кэтлин Бюлер рассказывает, что в Южной Корее действуют ограничения на демонстрацию и приобретение северокорейского искусства, а в Северной Корее южнокорейское искусство, как и любое искусство не из официально разрешенных источников, запрещено полностью. По словам Бюлер, приглашение на экскурсию по выставке накануне ее открытия получили официальные лица обеих стран. «Протесты будут, их следует ожидать», — говорит Сигг.

Еще в тот период, когда он был сотрудником фирмы, поставлявшей в Северную Корею лифты, Сигг посетил Национальный музей в Пхеньяне, где на двух этажах прославляется военная и политическая мощь страны и демонстрируются образы ее вождей. «К этому времени я уже видел социалистический реализм в Китае и в России, так что мне было интересно взглянуть на его северокорейскую версию, — рассказывает он. — Меня очаровал этот крайне эмоциональный вариант соцреализма. Это были те же самые идеи, высказанные очень похожим языком, но они пошли еще дальше в том, что касается эмоциональности, в выражениях лиц».

Став послом Швейцарии в Северной Корее и позднее, посещая страну в качестве гостя правительства, Сигг использовал официальные контакты, чтобы связаться с двумя северокорейскими художественными кооперативами — «Мансудэ» и «Гора Пэкту». Сначала ему отказали, сославшись на то, что он не имеет права приобретать портреты членов семьи Ким, поскольку они считаются национальным достоянием и могут висеть только в государственных учреждениях. Однако благодаря настойчивости и связям в правительстве Сигг в конце концов смог купить желанные работы.

На определенном этапе власти Северной Кореи, как вспоминает коллекционер, даже предложили ему построить в стране музей и «сыграть роль, сходную с той, которую я сыграл для современного искусства Китая». В 2012 году он передал около 1,5 тыс. работ в дар недавно основанному музею современного искусства M+ в гонконгском районе Западный Коулун. Однако предложение Северной Кореи Сигг отклонил, поскольку, по его словам, «оно превосходило мои возможности».

Теперь произведения северокорейского соцреализма из коллекции Сигга представлены рядом с работами южнокорейских художников, разрабатывающих тему разделения полуострова. В выставке также участвуют китайские художники, в том числе Ван Гофэн, фотографировавший прославляющие режим военные парады во время поездок в Северную Корею в 2012 и 2013 годах.

Кроме того, в экспозицию вошли вышивки южнокорейской художницы Кёнга Хам, изготовленные в Северной Корее. При помощи китайских посредников она связалась с текстильной фабрикой в Северной Корее и заказала производство продукции по эскизам, в которых зашифровала сообщения для мастериц, такие как мотив ядерного гриба. На это ее вдохновила северокорейская пропагандистская листовка, найденная ею у своего дома. Как рассказывает Кёнга Хам, проект стал попыткой «донести художественное послание и установить связи с неизвестными мне людьми из Северной Кореи». В каталоге выставки говорится, что для воплощения идеи ей пришлось обращаться к контрабандистам и посредникам, которые требовали взяток или попросту исчезали. 

По словам художницы, «все это было похоже на шпионский фильм». 

Художественный музей Берна
Пересечения границы. Искусство Северной и Южной Кореи из коллекции Сигга
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+