18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка описала самые древние экспонаты из коллекции

Очередной том каталога собрания Третьяковской галереи, посвященный древнерусской живописи XII–XIII веков, — это фундаментальный научный труд, всесторонне описывающий происхождение и физическое состояние 16 музейных экспонатов

Этот фолиант производит ошеломляющее впечатление на не специалиста по истории древнерусского искусства. Часть содержания, касающаяся технических аспектов исследования икон и их реставрации, параметров аппаратуры, на которой производилась микросъемка и анализировались красочные слои, интересна и понятна разве что профессиональным реставраторам. Но и невеже ясно, насколько глубоко были изучены 16 памятников древнерусского искусства, которым посвящен очередной том каталога, описывающего собрание Государственной Третьяковской галереи.

Все они уже были опубликованы и описаны в каталоге древнерусского искусства, выпущенном музеем в 1995 году. Но за минувшие с тех пор годы были проведены новые комплексные технико-технологические исследования. Кроме того, как сообщает вступительная статья «От редколлегии», «за время, прошедшее с момента этой публикации, заметное развитие получили и традиционные исследовательские методы, а именно в 1990–2000-х годах изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень». Накопленные знания потребовали и нового издания каталога.

Описание каждой иконы в нем подробное, научное и, кажется, исчерпывающее. В статьях содержатся сведения о происхождении памятника, времени его появления в собрании галереи; приведены данные о реставрационных работах, проведенных в разные периоды; дан перечень выставок, где демонстрировались эти иконы; составлен список публикаций о них; описаны технические характеристики и сохранность; исследованы и расшифрованы надписи; проанализирована иконография. В разделе «Атрибуция» собраны мнения авторитетных ученых о времени и месте создания произведения.

Открывается каталог описанием самой знаменитой и чтимой иконы из собрания Третьяковки. Богоматерь Владимирская была привезена в Киев из Константинополя, судя по косвенным сведениям, в 1130 году. О перемещении иконы в последующие 800 лет — до того момента, как она оказалась в собрании Третьяковской галереи в 1930 году, — подробно рассказано на нескольких страницах. А всего национальной святыне посвящено 38 страниц текста с примечаниями и комментариями, а также тремя десятками фотографий. Икона представлена на снимках целиком, обратной стороной доски (там в 1410 году неизвестный мастер написал «Престол и орудия страстей»), фрагментами, деталями, фотосъемкой в инфракрасной области спектра, несколькими микросъемками красочных слоев (в том числе слезинки правого глаза Богоматери), схемой расположения отверстий от гвоздей, схемой фрагментов авторской живописи и поновлений разных времен.

Статья о другом шедевре древнерусской живописи — иконе «Христос Эммануил с архангелами» последней четверти XII века, предположительно прибывшей в Москву из Владимира в 1518 году, — занимает уже 40 страниц каталога. А новгородское «Успение Богоматери» начала XIII века — еще больше. Но не потому, что об этом памятнике написано подробнее, чем о других. Просто композиция здесь многофигурная, так что и фотографий увеличенных фрагментов много. На них можно рассмотреть и скорбно склонившегося у гроба Иоанна Богослова, и печальные лики ангелов, указывающих путь апостолам, и самих благородных учеников Христа, окруживших усопшую.

И если тексты каталога читать подряд довольно утомительно (они ведь не для праздного чтения, а для науки написаны), то рассматривать иллюстрации — занятие упоительное. При увеличении на фотографиях деталей отчетливо видны трещины на досках, утраты красочного слоя и подтеки красок, отчего иконы видятся не только древними, но еще и какими-то беззащитными. Многие фрагменты смотрятся как законченные произведения, и изображение какого-нибудь мелкого периферийного херувима превращается в полноценный портрет. А изящная ладонь правой руки Богоматери с иконы «Богоматерь Воплощение» — Владимир (?), около 1224 (?) — выглядит на фотографии законченным шедевром. И даже техническая микрофотосъемка красочных слоев деталей икон кажется миниатюрным произведением абстрактного экспрессионизма.

Собственно каталогу в издании предшествует статья Екатерины Гладышевой «История сложения и изучения коллекции древнерусского искусства в Третьяковской галерее. Собрание памятников домонгольского времени». Она столь же обстоятельна, строго научна, с многочисленными цитатами и ссылками, иллюстрирована фотографиями экспозиций древнерусского искусства Третьяковки разных годов и портретами ученых, хранителей, реставраторов.

«В наше время музей должен быть не только хранилищем, но и научным институтом, задача которого — широкая разработка собранного в его стенах художественного материала», — цитируются в статье слова Игоря Грабаря, сказанные им в московской городской думе в 1913 году. Задачу, поставленную своим многолетним попечителем, Третьяковская галерея достойно выполняет. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+