18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Третьяковка описала самые древние экспонаты из коллекции

Очередной том каталога собрания Третьяковской галереи, посвященный древнерусской живописи XII–XIII веков, — это фундаментальный научный труд, всесторонне описывающий происхождение и физическое состояние 16 музейных экспонатов

Этот фолиант производит ошеломляющее впечатление на не специалиста по истории древнерусского искусства. Часть содержания, касающаяся технических аспектов исследования икон и их реставрации, параметров аппаратуры, на которой производилась микросъемка и анализировались красочные слои, интересна и понятна разве что профессиональным реставраторам. Но и невеже ясно, насколько глубоко были изучены 16 памятников древнерусского искусства, которым посвящен очередной том каталога, описывающего собрание Государственной Третьяковской галереи.

Все они уже были опубликованы и описаны в каталоге древнерусского искусства, выпущенном музеем в 1995 году. Но за минувшие с тех пор годы были проведены новые комплексные технико-технологические исследования. Кроме того, как сообщает вступительная статья «От редколлегии», «за время, прошедшее с момента этой публикации, заметное развитие получили и традиционные исследовательские методы, а именно в 1990–2000-х годах изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень». Накопленные знания потребовали и нового издания каталога.

Описание каждой иконы в нем подробное, научное и, кажется, исчерпывающее. В статьях содержатся сведения о происхождении памятника, времени его появления в собрании галереи; приведены данные о реставрационных работах, проведенных в разные периоды; дан перечень выставок, где демонстрировались эти иконы; составлен список публикаций о них; описаны технические характеристики и сохранность; исследованы и расшифрованы надписи; проанализирована иконография. В разделе «Атрибуция» собраны мнения авторитетных ученых о времени и месте создания произведения.

Открывается каталог описанием самой знаменитой и чтимой иконы из собрания Третьяковки. Богоматерь Владимирская была привезена в Киев из Константинополя, судя по косвенным сведениям, в 1130 году. О перемещении иконы в последующие 800 лет — до того момента, как она оказалась в собрании Третьяковской галереи в 1930 году, — подробно рассказано на нескольких страницах. А всего национальной святыне посвящено 38 страниц текста с примечаниями и комментариями, а также тремя десятками фотографий. Икона представлена на снимках целиком, обратной стороной доски (там в 1410 году неизвестный мастер написал «Престол и орудия страстей»), фрагментами, деталями, фотосъемкой в инфракрасной области спектра, несколькими микросъемками красочных слоев (в том числе слезинки правого глаза Богоматери), схемой расположения отверстий от гвоздей, схемой фрагментов авторской живописи и поновлений разных времен.

Статья о другом шедевре древнерусской живописи — иконе «Христос Эммануил с архангелами» последней четверти XII века, предположительно прибывшей в Москву из Владимира в 1518 году, — занимает уже 40 страниц каталога. А новгородское «Успение Богоматери» начала XIII века — еще больше. Но не потому, что об этом памятнике написано подробнее, чем о других. Просто композиция здесь многофигурная, так что и фотографий увеличенных фрагментов много. На них можно рассмотреть и скорбно склонившегося у гроба Иоанна Богослова, и печальные лики ангелов, указывающих путь апостолам, и самих благородных учеников Христа, окруживших усопшую.

И если тексты каталога читать подряд довольно утомительно (они ведь не для праздного чтения, а для науки написаны), то рассматривать иллюстрации — занятие упоительное. При увеличении на фотографиях деталей отчетливо видны трещины на досках, утраты красочного слоя и подтеки красок, отчего иконы видятся не только древними, но еще и какими-то беззащитными. Многие фрагменты смотрятся как законченные произведения, и изображение какого-нибудь мелкого периферийного херувима превращается в полноценный портрет. А изящная ладонь правой руки Богоматери с иконы «Богоматерь Воплощение» — Владимир (?), около 1224 (?) — выглядит на фотографии законченным шедевром. И даже техническая микрофотосъемка красочных слоев деталей икон кажется миниатюрным произведением абстрактного экспрессионизма.

Собственно каталогу в издании предшествует статья Екатерины Гладышевой «История сложения и изучения коллекции древнерусского искусства в Третьяковской галерее. Собрание памятников домонгольского времени». Она столь же обстоятельна, строго научна, с многочисленными цитатами и ссылками, иллюстрирована фотографиями экспозиций древнерусского искусства Третьяковки разных годов и портретами ученых, хранителей, реставраторов.

«В наше время музей должен быть не только хранилищем, но и научным институтом, задача которого — широкая разработка собранного в его стенах художественного материала», — цитируются в статье слова Игоря Грабаря, сказанные им в московской городской думе в 1913 году. Задачу, поставленную своим многолетним попечителем, Третьяковская галерея достойно выполняет. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+