«Монплезир»: все эпохи в одном корпусе

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

В Петергофе после реставрации открылся Екатерининский корпус «Монплезира». Относительно небольшой одноэтажный дворец предназначался когда-то для балов и официальных приемов

Почти два года продолжалась реставрация одного из самых интересных дворцовых сооружений комплекса «Монплезир» в Петергофе, на берегу Финского залива — Екатерининского корпуса. Это его первая основательная реставрация с послевоенного времени. Сейчас все работы практически завершены, в интерьерах расставляют мебель и предметы оформления.

Корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Комплексную реставрацию Екатерининский корпус, построенный в середине XVIII века, пережил вообще впервые за всю свою долгую историю. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов и пожара, хотя музейная экспозиция сохранилась (ее удалось эвакуировать). Но после войны на восстановление небольшой прибрежной постройки, видимо, не находилось сил и средств. Только в 1970-е годы Екатерининский корпус привели в состояние, позволившее возобновить здесь музейное экспонирование.

Как рассказала нашему изданию Ирина Суворова, заведующая сектором «Монплезирский комплекс» Государственного музея-заповедника «Петергоф», до начала реставрации перед ними стояла непростая задача — решить, на какой период времени и стиль ориентироваться в ходе работ. Ведь корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли в эпоху барокко, переделан Джакомо Кваренги по законам классицизма, а затем по воле Александра I сюда привносились элементы модного стиля ампир. «Мы решили ориентироваться на 1928 год. Тогда была сформирована первая музейная экспозиция, от того времени сохранилось большое количество фотоматериалов. И мы постарались сохранить признаки всех эпох и стилей», — объяснила Ирина Суворова.

Екатерининский корпус откроется для посетителей уже в конце мая. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Екатерининский корпус откроется для посетителей уже в конце мая.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Другая очень серьезная и общая для всех прибрежных исторических построек Петергофа проблема — гидроизоляция. Екатерининский корпус, как и остальные большие и малые дворцы Петергофа, возведен прямо на берегу без фундамента, и все эти сооружения страдают от повышенной влажности. В результате комплексной реставрации была проведена полная гидроизоляция и укреплены основания здания.

Восстановили западную гостевую галерею дворцового корпуса, воссоздали два входных крыльца. В ходе реставрации восточного крыльца специалисты обнаружили фрагменты фасадов с исторической окраской стен, что позволило восстановить растреллиевский колорит — теплый желтый цвет. Кроме того, с фасадов корпуса демонтировали восемь оригинальных капителей эпохи Растрелли — теперь они хранятся в фондах, а на фасаде установлены их аналоги, выполненные из дуба, как это было в середине XVIII века. Под одной из капителей нашли надпись «1754 год» — таким образом была установлена точная дата окончания строительства. На крышу корпуса вернулись все шесть дымовых труб, утраченные в годы войны.

Интерьеры Екатерининского корпуса. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Интерьеры Екатерининского корпуса.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Серьезная работа проведена и в интерьерах. Очищена потолочная и настенная лепка, отреставрированы паркетные полы, монументальная живопись и роспись потолков. На камине в Зеленой гостиной воссоздан по историческим фотографиям и гипсовой копии мраморный барельеф по рисунку Джакомо Кваренги «Сбор винограда детьми». Именно таким этот барельеф был при Екатерине II. Аутентичными станут и драпировки на окнах дворцового корпуса: ткань для них изготовили по сохранившимся эскизам, а основу для некоторых деталей отделки напечатали на 3D-принтере с оригинала, купленного на аукционе.

На одной из стен реставраторы обнаружили фрагмент живописи XVIII века. Он был открыт еще в 1945 году при первых ремонтно-реставрационных работах, но тогда у мастеров не хватило ни средств, ни времени на реставрацию и они бережно закрыли его алебастром до лучших времен. Теперь эти времена настали.

Дворец предназначался для официальных обедов, приемов и балов. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Дворец предназначался для официальных обедов, приемов и балов.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Сейчас на стены Екатерининского корпуса возвращаются портреты бывших владельцев дворца, в залы и кабинеты — мебель. Вскоре на столах снова появятся предметы из знаменитого Гурьевского фарфорового сервиза, а также хрустальные бокалы и графины Министерского сервиза, выполненного по заказу Павла I в Ирландии. Все предметы внутреннего убранства Екатерининского корпуса в течение двух лет экспонировались на выставке в московском музее-заповеднике «Царицыно». 


Екатерининский корпус в Петергофе

Дворцовый корпус в Петергофе, получивший впоследствии, уже в конце XIX века, название Екатерининский, был построен на берегу Финского залива по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1747–1759 годах. Предназначался он для официальных обедов, приемов и балов. Автором проекта стал Бартоломео Франческо Растрелли. 

Отсюда 28 июня 1762 года супруга императора Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей. При Екатерине II здание было переделано архитектором Джакомо Кваренги. Позже, в царствование Александра I, над интерьерами дворца работали архитекторы Василий Стасов, Карл Росси, Николай Воронихин. В XIX веке в Желтом зале Екатерининского корпуса устраивали приемы для выпускниц Смольного института.

С 1928 года здесь работала музейная экспозиция, посвященная дворцовому быту. В годы Великой Отечественной войны корпус серьезно пострадал, его послевоенная  реставрация завершилась только в 1970-е. 

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+