«Монплезир»: все эпохи в одном корпусе

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

В Петергофе после реставрации открылся Екатерининский корпус «Монплезира». Относительно небольшой одноэтажный дворец предназначался когда-то для балов и официальных приемов

Почти два года продолжалась реставрация одного из самых интересных дворцовых сооружений комплекса «Монплезир» в Петергофе, на берегу Финского залива — Екатерининского корпуса. Это его первая основательная реставрация с послевоенного времени. Сейчас все работы практически завершены, в интерьерах расставляют мебель и предметы оформления.

Корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Комплексную реставрацию Екатерининский корпус, построенный в середине XVIII века, пережил вообще впервые за всю свою долгую историю. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов и пожара, хотя музейная экспозиция сохранилась (ее удалось эвакуировать). Но после войны на восстановление небольшой прибрежной постройки, видимо, не находилось сил и средств. Только в 1970-е годы Екатерининский корпус привели в состояние, позволившее возобновить здесь музейное экспонирование.

Как рассказала нашему изданию Ирина Суворова, заведующая сектором «Монплезирский комплекс» Государственного музея-заповедника «Петергоф», до начала реставрации перед ними стояла непростая задача — решить, на какой период времени и стиль ориентироваться в ходе работ. Ведь корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли в эпоху барокко, переделан Джакомо Кваренги по законам классицизма, а затем по воле Александра I сюда привносились элементы модного стиля ампир. «Мы решили ориентироваться на 1928 год. Тогда была сформирована первая музейная экспозиция, от того времени сохранилось большое количество фотоматериалов. И мы постарались сохранить признаки всех эпох и стилей», — объяснила Ирина Суворова.

Екатерининский корпус откроется для посетителей уже в конце мая. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Екатерининский корпус откроется для посетителей уже в конце мая.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Другая очень серьезная и общая для всех прибрежных исторических построек Петергофа проблема — гидроизоляция. Екатерининский корпус, как и остальные большие и малые дворцы Петергофа, возведен прямо на берегу без фундамента, и все эти сооружения страдают от повышенной влажности. В результате комплексной реставрации была проведена полная гидроизоляция и укреплены основания здания.

Восстановили западную гостевую галерею дворцового корпуса, воссоздали два входных крыльца. В ходе реставрации восточного крыльца специалисты обнаружили фрагменты фасадов с исторической окраской стен, что позволило восстановить растреллиевский колорит — теплый желтый цвет. Кроме того, с фасадов корпуса демонтировали восемь оригинальных капителей эпохи Растрелли — теперь они хранятся в фондах, а на фасаде установлены их аналоги, выполненные из дуба, как это было в середине XVIII века. Под одной из капителей нашли надпись «1754 год» — таким образом была установлена точная дата окончания строительства. На крышу корпуса вернулись все шесть дымовых труб, утраченные в годы войны.

Интерьеры Екатерининского корпуса. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Интерьеры Екатерининского корпуса.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Серьезная работа проведена и в интерьерах. Очищена потолочная и настенная лепка, отреставрированы паркетные полы, монументальная живопись и роспись потолков. На камине в Зеленой гостиной воссоздан по историческим фотографиям и гипсовой копии мраморный барельеф по рисунку Джакомо Кваренги «Сбор винограда детьми». Именно таким этот барельеф был при Екатерине II. Аутентичными станут и драпировки на окнах дворцового корпуса: ткань для них изготовили по сохранившимся эскизам, а основу для некоторых деталей отделки напечатали на 3D-принтере с оригинала, купленного на аукционе.

На одной из стен реставраторы обнаружили фрагмент живописи XVIII века. Он был открыт еще в 1945 году при первых ремонтно-реставрационных работах, но тогда у мастеров не хватило ни средств, ни времени на реставрацию и они бережно закрыли его алебастром до лучших времен. Теперь эти времена настали.

Дворец предназначался для официальных обедов, приемов и балов. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Дворец предназначался для официальных обедов, приемов и балов.
Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Сейчас на стены Екатерининского корпуса возвращаются портреты бывших владельцев дворца, в залы и кабинеты — мебель. Вскоре на столах снова появятся предметы из знаменитого Гурьевского фарфорового сервиза, а также хрустальные бокалы и графины Министерского сервиза, выполненного по заказу Павла I в Ирландии. Все предметы внутреннего убранства Екатерининского корпуса в течение двух лет экспонировались на выставке в московском музее-заповеднике «Царицыно». 


Екатерининский корпус в Петергофе

Дворцовый корпус в Петергофе, получивший впоследствии, уже в конце XIX века, название Екатерининский, был построен на берегу Финского залива по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1747–1759 годах. Предназначался он для официальных обедов, приемов и балов. Автором проекта стал Бартоломео Франческо Растрелли. 

Отсюда 28 июня 1762 года супруга императора Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей. При Екатерине II здание было переделано архитектором Джакомо Кваренги. Позже, в царствование Александра I, над интерьерами дворца работали архитекторы Василий Стасов, Карл Росси, Николай Воронихин. В XIX веке в Желтом зале Екатерининского корпуса устраивали приемы для выпускниц Смольного института.

С 1928 года здесь работала музейная экспозиция, посвященная дворцовому быту. В годы Великой Отечественной войны корпус серьезно пострадал, его послевоенная  реставрация завершилась только в 1970-е. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+