18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Монплезир»: все эпохи в одном корпусе

№91
Материал из газеты

В Петергофе после реставрации открылся Екатерининский корпус «Монплезира». Относительно небольшой одноэтажный дворец предназначался когда-то для балов и официальных приемов

Почти два года продолжалась реставрация одного из самых интересных дворцовых сооружений комплекса «Монплезир» в Петергофе, на берегу Финского залива — Екатерининского корпуса. Это его первая основательная реставрация с послевоенного времени. Сейчас все работы практически завершены, в интерьерах расставляют мебель и предметы оформления.

Комплексную реставрацию Екатерининский корпус, построенный в середине XVIII века, пережил вообще впервые за всю свою долгую историю. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов и пожара, хотя музейная экспозиция сохранилась (ее удалось эвакуировать). Но после войны на восстановление небольшой прибрежной постройки, видимо, не находилось сил и средств. Только в 1970-е годы Екатерининский корпус привели в состояние, позволившее возобновить здесь музейное экспонирование.

Как рассказала нашему изданию Ирина Суворова, заведующая сектором «Монплезирский комплекс» Государственного музея-заповедника «Петергоф», до начала реставрации перед ними стояла непростая задача — решить, на какой период времени и стиль ориентироваться в ходе работ. Ведь корпус был спроектирован Бартоломео Франческо Растрелли в эпоху барокко, переделан Джакомо Кваренги по законам классицизма, а затем по воле Александра I сюда привносились элементы модного стиля ампир. «Мы решили ориентироваться на 1928 год. Тогда была сформирована первая музейная экспозиция, от того времени сохранилось большое количество фотоматериалов. И мы постарались сохранить признаки всех эпох и стилей», — объяснила Ирина Суворова.

Другая очень серьезная и общая для всех прибрежных исторических построек Петергофа проблема — гидроизоляция. Екатерининский корпус, как и остальные большие и малые дворцы Петергофа, возведен прямо на берегу без фундамента, и все эти сооружения страдают от повышенной влажности. В результате комплексной реставрации была проведена полная гидроизоляция и укреплены основания здания.

Восстановили западную гостевую галерею дворцового корпуса, воссоздали два входных крыльца. В ходе реставрации восточного крыльца специалисты обнаружили фрагменты фасадов с исторической окраской стен, что позволило восстановить растреллиевский колорит — теплый желтый цвет. Кроме того, с фасадов корпуса демонтировали восемь оригинальных капителей эпохи Растрелли — теперь они хранятся в фондах, а на фасаде установлены их аналоги, выполненные из дуба, как это было в середине XVIII века. Под одной из капителей нашли надпись «1754 год» — таким образом была установлена точная дата окончания строительства. На крышу корпуса вернулись все шесть дымовых труб, утраченные в годы войны.

Серьезная работа проведена и в интерьерах. Очищена потолочная и настенная лепка, отреставрированы паркетные полы, монументальная живопись и роспись потолков. На камине в Зеленой гостиной воссоздан по историческим фотографиям и гипсовой копии мраморный барельеф по рисунку Джакомо Кваренги «Сбор винограда детьми». Именно таким этот барельеф был при Екатерине II. Аутентичными станут и драпировки на окнах дворцового корпуса: ткань для них изготовили по сохранившимся эскизам, а основу для некоторых деталей отделки напечатали на 3D-принтере с оригинала, купленного на аукционе.

На одной из стен реставраторы обнаружили фрагмент живописи XVIII века. Он был открыт еще в 1945 году при первых ремонтно-реставрационных работах, но тогда у мастеров не хватило ни средств, ни времени на реставрацию и они бережно закрыли его алебастром до лучших времен. Теперь эти времена настали.

Сейчас на стены Екатерининского корпуса возвращаются портреты бывших владельцев дворца, в залы и кабинеты — мебель. Вскоре на столах снова появятся предметы из знаменитого Гурьевского фарфорового сервиза, а также хрустальные бокалы и графины Министерского сервиза, выполненного по заказу Павла I в Ирландии. Все предметы внутреннего убранства Екатерининского корпуса в течение двух лет экспонировались на выставке в московском музее-заповеднике «Царицыно». 


Екатерининский корпус в Петергофе

Дворцовый корпус в Петергофе, получивший впоследствии, уже в конце XIX века, название Екатерининский, был построен на берегу Финского залива по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1747–1759 годах. Предназначался он для официальных обедов, приемов и балов. Автором проекта стал Бартоломео Франческо Растрелли. 

Отсюда 28 июня 1762 года супруга императора Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей. При Екатерине II здание было переделано архитектором Джакомо Кваренги. Позже, в царствование Александра I, над интерьерами дворца работали архитекторы Василий Стасов, Карл Росси, Николай Воронихин. В XIX веке в Желтом зале Екатерининского корпуса устраивали приемы для выпускниц Смольного института.

С 1928 года здесь работала музейная экспозиция, посвященная дворцовому быту. В годы Великой Отечественной войны корпус серьезно пострадал, его послевоенная  реставрация завершилась только в 1970-е. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+