18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Отреставрированное Евангелие XI века представили в РГБ

№91
Материал из газеты

Приведение в порядок древнего манускрипта — Мариинского Евангелия из фондов Российской государственной библиотеки — в общей сложности заняло два года

В апреле в интерьерах Пашкова дома публику познакомили с результатами реставрации одной из ценнейших рукописей, хранящихся в Российской государственной библиотеке, — Мариинского Евангелия. В течение трех дней ее можно было увидеть на выставке в рамках V Международного семинара «Реставрация документа: консерватизм и инновации — 2021».
Эта книга, созданная в Македонии в XI веке, — одна из 11 сохранившихся рукописей на глаголице. В Россию манускрипт попал благодаря собирателю Виктору Григоровичу, нашедшему его на Афоне в 1840-х годах. После смерти коллекционера в 1876 году Евангелие поступило в фонд Румянцевского музея, позже ставшего РГБ. За тысячелетие бытования книга повидала многое, растеряла страницы (две нашлись в библиотеке в Вене) и не реставрировалась никогда.

Дмитрий Чудинов, хранитель отдела рукописей РГБ, рассказал нашему изданию: «Я храню ее уже 15 лет — с тех пор, как пришел в библиотеку. Это, скажем так, не единственный бриллиант в нашей сокровищнице, то есть в отделе рукописей, но один из главных. Обрели мы ее в плачевном виде, потому что все-таки этой книге тысяча лет и прожитые годы на ней сказались. Некоторые листы были покороблены, страницы испачканы воском. Ее, несмотря на то что она написана на глаголице, продолжали читать — в ней есть пометы XIII–XIV веков (на кириллице), есть вставленная страница. Иначе говоря, в монастыре на Афоне, где она находилась, ее пытались приспособить для служебного обихода».

Александр Сошнин, начальник управления обеспечения сохранности фондов РГБ, рассказал об особенностях реставрации Мариинского Евангелия: «Если брать по периоду времени, то это была самая старая рукопись, которую мы пока реставрировали (хотя и не самая ценная). С учетом возраста Евангелия его состояние можно назвать хорошим, хотя де-факто оно являлось неудовлетворительным. Из-за того, что у книги отсутствовал переплет, случилась значительная деформация листов. Кроме того, было нарушено шитье самого блока. Вдобавок там имелись значительные загрязнения пергамента, а также были повреждены миниатюры».

Повреждение рисунков, по словам Сошнина, связано с тем, что часть миниатюр написана красками, содержащими медь. «При определенном воздействии воды и других факторов медь негативно влияет на основу — портит основание. И поэтому миниатюры как раз в тех местах, где они были раскрашены медью, очень сильно пострадали, пергамент был буквально проеден ею», — констатирует он. Для решения проблемы использовали специальную методику: утраты восстанавливали при помощи японской реставрационной бумаги. Миниатюр в книге, кстати, осталось три — изображения евангелистов Марка, Луки и Иоанна; четвертая (очевидно, с Матфеем) давно утрачена.

Все листы прошли процесс очистки, в том числе от покрывавшего их поверхность масла — это покрытие было главным, что вызвало некоторое удивление у реставраторов. «В итоге большинство листов просто были увлажнены, выпрямлены и почищены, потому что у них была достаточно хорошая сохранность», — говорит Александр Сошнин.

После долгих обсуждений на реставрационных советах в РГБ решили не восстанавливать утраченный переплет манускрипта, поскольку не имелось ни малейшей идеи, как он мог выглядеть изначально. Вместо этого был сделан «экзопереплет», который будет поддерживать сшитый блок пергамента в стабильном состоянии, выполняя роль настоящего переплета, но не претендуя на визуальную однородность с древней книгой.

По словам сотрудников библиотеки, каких-либо открытий при реставрации Евангелия сделано не было, поскольку этот образец глаголицы давно известен и хорошо изучен. «К нему сохраняется постоянный интерес, потому что это памятник мирового значения, — говорит Дмитрий Чудинов. — Недавно болгары интересовались, хотели приехать. Впрочем, в процессе реставрации были накоплены некоторые новые данные о бытовании рукописи и других ее аспектах. Пока мы не знаем, кто конкретно из специалистов возьмет в работу полученные данные». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+