18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Цикорий» врос в пейзаж

В городе Железногорск Курской области при поддержке московского музея «Гараж» и благотворительного фонда Алишера Усманова открылся Центр современного искусства «Цикорий»

Для небольшого регионального города Железногорск (100 тыс. населения, 117-е место по величине в России), равноудаленного примерно на 100 км от Орла и Курска, открытие Центра современного искусства «Цикорий» стало большим событием.

Арт-проект «Цикорий» возник пять лет назад благодаря группе энтузиастов во главе с искусствоведом и урбанистом, выпускницей МГУ и Эстонской академии художеств Александрой Дорофеевой. Кроме нее в арт-группировку входили Эдуард Душный, Николай Сальков и другие. Ребята провели две биеннале современного искусства (2018, 2020), фестиваль независимого кино «Сон Рудокопа» (2019), кураторскую лабораторию «В поле!» (2019). В 2020-м «Цикорий» получил премию ярмарки современного искусства Cosmoscow как «Институция года», после чего, благодаря поддержке фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», началась реконструкция старой пекарни под его постоянную резиденцию.

В итоге получилось стильное минималистичное пространство (214 кв. м), вместившее выставочный зал, лекторий, библиотеку, магазин и кафе. Автором реконструкции выступила архитектор Мария Серова, исследователь и автор книг об архитектуре советского модернизма. Появись такое помещение в Москве, на него, скорее всего, не обратили бы внимания. Но почти в 500 км от столицы оно выглядит как космический корабль.

К открытию приурочили выставку «Межагентская романтика» — итог арт-резиденции, развернутой в Железногорске для художников из Краснодара, Москвы, Старого Оскола и других городов. Они «исследовали» местные библиотеки, музеи и прочие культурные центры. Их рефлексия материализовалась в ряд объектов и инсталляций.

Полусотне художников и кураторов со всей России приехать на открытие «Цикория» помог Музей современного искусства «Гараж». Вечером была дискотека, а утром хипстерского вида толпа отправилась по городу на экскурсию. Если бы не современное искусство, у экскурсантов было немного шансов не только попасть в эту точку планеты, но даже узнать о ее существовании. Между тем Железногорск в режиме 24/7 приращивает богатство страны. Рядом располагается Михайловский горно-обогатительный комбинат, бриллиант Курской магнитной аномалии, самого мощного на земле железорудного бассейна. Карьер Михайловского ГОКа — это «яма» размером 350 м в глубину и 7 км в ширину, ее видно из космоса. В карьере проложена железная дорога, работают экскаваторы высотой с трехэтажный дом и БелАЗы с диаметром шин 3,6 м. В 2018 году чистая прибыль Михайловского ГОКа составила 37 млрд руб. (полмиллиарда долларов).

Сам Железногорск возник в 1957 году на волне послевоенного индустриального возрождения. Здесь точно знают, в каком году и месте была вбита свая под первый дом. Статус города поселок получил в 1962-м — следующий год для него юбилейный. Именно в силу недлинной истории город воспринимается чистым, беспримесным памятником позднему социализму с его убийственной архитектурной унификацией, с одной стороны, а с другой — с заостренным чувством социального равенства. В Железногорске хорошие дороги, на улицах нет мусора, зримые приметы социального благополучия налицо. Здесь не вырубаются  деревья, и они уже поднялись выше хрущевских пятиэтажек, превратив город в парк. Но, учитывая стратегическую важность этого населенного пункта, хочется большего. Как минимум отдельного здания краеведческого музея, уже имеющего превосходную экспозицию, хоть и ютится он в пристройке к жилому дому. Здесь нет вопиющей разницы между богатством и бедностью, между элитным и бюджетным жильем, например. По крайней мере «элитка» не лезет в глаза, а хрущевки аккуратно покрашены разноцветным колером. Нет «человейников», город соразмерен человеческому масштабу. Но нет и исторического центра. Точнее, центр выглядит как стандартный советский спальный район. А это ужасно грустно — проводить все время в спальном районе.

К счастью, молодые художники правильно понимают ситуацию, в том смысле, что contemporary art для них — не самоцель, а, словами Александры Дорофеевой (она же урбанист!), «инструмент преобразований». Они, например, организовали школу кураторов и для финальных проектов через Avito арендовали городские павильоны-будки, в каких обычно чинят обувь и точат ножи. Вот так идешь вдоль жилого квартала — и вдруг там, где меньше всего ожидаешь, в обшарпанной лавочке «Овощи, фрукты», находишь искусство.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+