18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семь картин про грядки

Наконец начинается дачный сезон, и, чтобы это отметить, мы решили показать, что даже такая, казалось бы, приземленная тема, как грядки и приготовленная к посадкам почва, волновала художников в разные века

«Март»

(XV век, Музей Конде, Шантийи)

Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского, который создавался несколькими мастерами в два этапа, в начале и в конце XV века. Она входит в традиционный для часословов цикл «Времена года», где 12 месяцев проиллюстрированы бытовыми занятиями, характерными для каждого периода. В манускрипте всего 131 картинка, но самые знаменитые — именно цикл месяцев, благодаря реалистичности и наполненности деталями повседневной жизни. Формально перед нами, конечно, не «грядка», а «поле», даже несколько. Но они такие уютные и небольшие, огороженные по средневековой ландшафтной моде заборчиками, что именно с них, предтеч пейзажной живописи, и начнем наш разговор.

Питер Брейгель Младший. «Весна»

(Около 1620–1630, Национальный музей искусства Румынии, Бухарест)

Вот тут-то грядки и клумбы уже самые настоящие! Пейзажная живопись наконец родилась. Картина Брейгеля Адского известна в нескольких повторениях, причем сама по себе она — повторение рисунка отца, Брейгеля Мужицкого, 1565 года из венской Альбертины. А может, даже и не рисунка, а утраченной картины маслом. По одной из версий, та потерянная картина входила в знаменитый цикл «Времена года» Питера Брейгеля Старшего (вместе с «Охотниками на снегу», «Жатвой» и прочим). Кстати, головокружительным поискам этого утраченного оригинала писатель Майкл Фрейн посвятил фарс-детектив «Одержимый» и в 1999 году попал с ним в шорт-лист «Букера».

Жан-Леон Жером. «Тюльпаномания»

(1882, Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Эта картина тоже посвящена клумбам XVII века, однако ретроспективно. На ней изображен эпизод «тюльпанной лихорадки» — краткого периода в истории Голландии, когда луковицы тюльпанов ценились дороже золота. На самом деле это был биржевой пузырь, который, разумеется, лопнул. На картине солдаты топчут цветы в тщетной попытке стабилизировать рынок, ограничив предложение продукта.

Гюстав Кайботт. «Садовники»

(1875–1877, частное собрание)

Замечательный пример универсальности садовой темы: картина написана французским импрессионистом и изображает грядки в Йере, городке близ Парижа, однако вполне могла бы быть работой советского художника, изображающей крымский огород. Кайботт, кстати, очень любил этот огород («кухонный садик», как элегантно пишут иностранные искусствоведы по-английски) и возвращался к нему в своих картинах несколько лет подряд. Ничего, впрочем, удивительного: в Йере находилось его семейное имение, а сам он был увлеченным садовником-любителем.

Илья Репин. «Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне»

(1887, Государственная Третьяковская галерея)

Удивительное дело, но в русской живописи мы компактных грядок не найдем — видимо, наши просторы столь широки, что художники мыслят только форматом полей. В итоге в наших музеях богато представлена тема пашни (начнем с Алексея Венецианова) — с помощью тяглового скота, плуга и других приспособлений. А вот крохотных огородиков и садиков — нет, практически нету. Даже главный русский интеллигент Лев Николаевич земледелием занимается масштабно, с размахом.

Жоан Миро. «Огород с ослом»

(1918, Музей современного искусства, Стокгольм)

Картина относится к раннему периоду творчества Миро, практически реалистическому. Она написана в каталонском местечке Монт-роч-дель-Камп, где семья художника владела фермой «Мас-Миро». Так что ослик, может быть, не случайный, а фамильный! Миро оставил ряд других изображений этой местности, причем они оказались знаковыми для его эволюции как живописца. В их числе — «Пашня», одна из первых сюрреалистических работ художника. В 2006 году ферма «Мас-Миро» была объявлена национальным достоянием, а в 2018 году там открылся музей. Стены старого дома изнутри покрыты граффити: художник экономил бумагу, делая эскизы.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Теплица»

(2010)

Изображение мечты каждого ортодоксального огородника входит в цикл «Химки», созданный арт-дуэтом в 2010 году специально для выставки «На районе» в женевской галерее Charlotte Moser. Виноградов рассказывал тогда в интервью, что их мастерская находится как раз «на районе», в Химках, и сюжеты для этого цикла они находили, оглядываясь по сторонам. Такая вот реальность в спальных районах.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+