Роман с камнем — пылкий, но безоглядный

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Книга «Пост-Фаберже 2020» рассказывает о российском камнерезном искусстве, подразумевая, что после Фаберже оно не зачахло

Юлия Михнова. «Марикульта». Агат. 2019. Фото: Александр Кокшаров/Maximilian Art Foundatio
Юлия Михнова. «Марикульта». Агат. 2019.
Фото: Александр Кокшаров/Maximilian Art Foundatio

Авторы роскошного альбома «Пост-Фаберже» — бизнесмены и филантропы Максим и Денис Арциновичи, третьим их соавтором значится Марина Николаевна Лопато (1942–2020) — специалист по западноевропейскому ювелирному искусству, доктор искусствоведения, заведующая сектором западноевропейского серебра в Государственном Эрмитаже. Издание посвящено новейшей истории камнерезного искусства. Как пишут в предисловии братья Арциновичи, они поняли, что через 30 лет ситуация в этой области будет примерно такая же, как с изучением Фаберже: уйдут мастера, забудутся обстоятельства и придется по крупицам историю воссоздавать. Книгу они посвятили памяти своей мамы — Натальи Константиновны Арцинович.

«Пост-Фаберже». СПбф.: ООО «Артиндекс». 2020. 284 с. Фото: Maximilian Art Foundatio
«Пост-Фаберже». СПбф.: ООО «Артиндекс». 2020. 284 с.
Фото: Maximilian Art Foundatio

Авторы, что называется, сильно в теме. Один из них, Максим Арцинович, родился в Грозном, окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского в Ленинграде, в 1990-е занялся бизнесом и преуспел. Более четверти века он коллекционирует камнерезное искусство, часть своего собрания в 2011 году передал Эрмитажу. Сегодня Максим Арцинович называет себя лондонским ювелиром русского происхождения с карибским паспортом. Он владеет ювелирным домом MaximiliaN London и фондом Maximilian Art Foundation. Арцинович является попечителем Минералогического музея им. Ферсмана, Эрмитажа, Мультимедиа Арт Музея. В том числе и поэтому их директора, а еще глава Гохрана Андрей Юрин написали приветствия в книгу «Пост-Фаберже». Альбом полон цветных фотографий самих произведений и черно-белых портретов мастеров-камнерезчиков, коллекционеров и искусствоведов, изучающих их творчество. Лет через 30–40 книга станет ценным источником для исследователей постсоветского ювелирного искусства.

Владимир Путрин. «Звуки моря». Сердолик. 2019. Фото: Фото: Александр Кокшаров/Maximilian Art Foundatio
Владимир Путрин. «Звуки моря». Сердолик. 2019.
Фото: Фото: Александр Кокшаров/Maximilian Art Foundatio

В ней рассказано, как начиная с 1990-х это ювелирное направление искало свои образы и стиль, постепенно высвобождаясь из-под магии Фаберже. Авторы разделили материал по жанрам (анималистика, флористика, блокированная миниатюра и прочее), отдельную главу посвятили коллекционерам, остановились на деятельности различных художественных школ, причем не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Тагиле. Региональный обзор дополнила статья кандидата искусствоведения Людмилы Будриной «Центры художественной обработки камня в России». В книге описаны технические моменты: из каких источников поступало сырье для резьбы, как влияло на качество наличие тех или иных инструментов. По мнению авторов, своего расцвета русское камнерезное искусство новейшего времени достигло в середине 2000-х, чему во многом способствовали нефтяные сверхдоходы. В тот недолгий период количество произведений, созданных только в Санкт-Петербурге, исчислялось тысячами.

Оборотной стороной ажиотажного спроса стало размывание профессиональной среды. «Приток „нефильтрованной“ рабочей силы», как формулируется в книге, сказался на качестве работ. И хотя авторы — знатоки и коллекционеры — уверены, что эта «пролетаризация» (точнее было бы сказать — люмпенизация) была некритичной, для читателя, который судит об отрасли по иллюстрациям в книге, ответ не столь очевиден. Наоборот, создается впечатление, что своеобразной расплатой за отказ от заветов Фаберже стало дурновкусие. Любопытно было бы также проследить, как повлияла массовая культура (комиксы, например, или высокобюджетные кинострашилки Marvel) на воображение камнерезов.

Как бы то ни было, обнаженные девичьи тела в сладостном изгибе (Nova vita, Александр Корнилов, 1991; «Пробуждение источника», Юлия Гоголь, 2020), один из двух (а лучше оба) хрустальных черепов работы Антона Ананьева или совокупляющихся мышек («Трехкомпонентная теория любви…», Михаил Масляков, 2017) можно причислить к той группе из пяти-десяти работ, отсутствие которых в издании явно пошло бы ему на пользу.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+