18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роман с камнем — пылкий, но безоглядный

№90
Материал из газеты

Книга «Пост-Фаберже 2020» рассказывает о российском камнерезном искусстве, подразумевая, что после Фаберже оно не зачахло

Авторы роскошного альбома «Пост-Фаберже» — бизнесмены и филантропы Максим и Денис Арциновичи, третьим их соавтором значится Марина Николаевна Лопато (1942–2020) — специалист по западноевропейскому ювелирному искусству, доктор искусствоведения, заведующая сектором западноевропейского серебра в Государственном Эрмитаже. Издание посвящено новейшей истории камнерезного искусства. Как пишут в предисловии братья Арциновичи, они поняли, что через 30 лет ситуация в этой области будет примерно такая же, как с изучением Фаберже: уйдут мастера, забудутся обстоятельства и придется по крупицам историю воссоздавать. Книгу они посвятили памяти своей мамы — Натальи Константиновны Арцинович.

Авторы, что называется, сильно в теме. Один из них, Максим Арцинович, родился в Грозном, окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского в Ленинграде, в 1990-е занялся бизнесом и преуспел. Более четверти века он коллекционирует камнерезное искусство, часть своего собрания в 2011 году передал Эрмитажу. Сегодня Максим Арцинович называет себя лондонским ювелиром русского происхождения с карибским паспортом. Он владеет ювелирным домом MaximiliaN London и фондом Maximilian Art Foundation. Арцинович является попечителем Минералогического музея им. Ферсмана, Эрмитажа, Мультимедиа Арт Музея. В том числе и поэтому их директора, а еще глава Гохрана Андрей Юрин написали приветствия в книгу «Пост-Фаберже». Альбом полон цветных фотографий самих произведений и черно-белых портретов мастеров-камнерезчиков, коллекционеров и искусствоведов, изучающих их творчество. Лет через 30–40 книга станет ценным источником для исследователей постсоветского ювелирного искусства.

В ней рассказано, как начиная с 1990-х это ювелирное направление искало свои образы и стиль, постепенно высвобождаясь из-под магии Фаберже. Авторы разделили материал по жанрам (анималистика, флористика, блокированная миниатюра и прочее), отдельную главу посвятили коллекционерам, остановились на деятельности различных художественных школ, причем не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Тагиле. Региональный обзор дополнила статья кандидата искусствоведения Людмилы Будриной «Центры художественной обработки камня в России». В книге описаны технические моменты: из каких источников поступало сырье для резьбы, как влияло на качество наличие тех или иных инструментов. По мнению авторов, своего расцвета русское камнерезное искусство новейшего времени достигло в середине 2000-х, чему во многом способствовали нефтяные сверхдоходы. В тот недолгий период количество произведений, созданных только в Санкт-Петербурге, исчислялось тысячами.

Оборотной стороной ажиотажного спроса стало размывание профессиональной среды. «Приток „нефильтрованной“ рабочей силы», как формулируется в книге, сказался на качестве работ. И хотя авторы — знатоки и коллекционеры — уверены, что эта «пролетаризация» (точнее было бы сказать — люмпенизация) была некритичной, для читателя, который судит об отрасли по иллюстрациям в книге, ответ не столь очевиден. Наоборот, создается впечатление, что своеобразной расплатой за отказ от заветов Фаберже стало дурновкусие. Любопытно было бы также проследить, как повлияла массовая культура (комиксы, например, или высокобюджетные кинострашилки Marvel) на воображение камнерезов.

Как бы то ни было, обнаженные девичьи тела в сладостном изгибе (Nova vita, Александр Корнилов, 1991; «Пробуждение источника», Юлия Гоголь, 2020), один из двух (а лучше оба) хрустальных черепов работы Антона Ананьева или совокупляющихся мышек («Трехкомпонентная теория любви…», Михаил Масляков, 2017) можно причислить к той группе из пяти-десяти работ, отсутствие которых в издании явно пошло бы ему на пользу.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+