18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Фонд Ruarts обрел родину на Арбате

Выставкой «Мягкая родина» фонд Ruarts открыл новое пространство в Москве. Коллекция фонда включает и классиков нонконформизма, и современных звезд российского искусства

Новое место обитания фонда Ruarts — обычный c виду московский дом в районе старого Арбата, но внутри зрителей встречают просторный атриум высотой во все пять этажей и монументальная бетонная лестница. На первом этаже — кафе и магазин, последний этаж отдан под лекторий, библиотеку и медиапространство. На выставочных этажах — не ожидаемые стерильно белые залы, а помещения неправильной формы с открытыми коммуникациями на потолке. Приходит на ум, что в таком решении архитектурного бюро «Атриум» Антона Надточия и Веры Бутко кроется метафора искусства, внешне постоянно меняющегося, но сохраняющего внутреннюю связь с прошлым.

Первая вещь, встречающая зрителя на выставке, — «Мягкая родина» Дмитрия Цветкова, огромная карта России из красной шерсти, подбитая синтепоном, с прошитыми границами регионов и местами украшенная жемчугом. Она не только дала название выставке, но и характером схожа с показанными на ней работами — они красивы, мастерски сделаны, остроумны, неоднозначны, лишены как пафоса, так и злой иронии.

Выставка состоит из трех разделов, каждому отдано по этажу. Первый ближе всего к заявленной теме, он о родине как о стране рождения, о ее непостижимости умом и неизмеримости общим аршином. Об этом «Гимны Московии» Дмитрия Венкова — торжественная видеопанорама столицы, перевернутая вниз небом, вверх тротуарами; похожая на окрашенную сепией фотографию картина Рината Волигамси — деревенский пейзаж с поганками выше крыш на переднем плане; «Москва» Сергея Шаблавина — вписанные в квадраты фрагменты заурядного городского пейзажа, плакатов и вывесок. Большая картина Владимира Потапова из серии «Внутри. Update» — тоже городской пейзаж, наполовину иллюзорный, но очень нежный и нарядный. Это редкая работа в первом разделе, начисто лишенная подтекста. Особняком стоит в зале собранное из бывшей в употреблении фанеры и металлических листов

«Одиночество» Алексея Луки, редкий представитель чистого модернизма нашего времени. Какое отношение к теме родины имеет матерчатый автопортрет Ирины Кориной, трудно сказать, но он такой симпатичный, что никаких вопросов к нему нет.

Второй раздел — самый пестрый, яркий и задорный. Его тема — тело человека, его границы. Экспликация к нему написана чрезвычайно серьезно, она уверяет, что авторы работ «провокационно задают табуированные вопросы об идентичности, свободе самоопределения, гендерной бинарности и квир-эстетике». Но почему-то кажется, что авторы такими актуальными сегодня вопросами не задавались. Ни Александр Шишкин-Хокусай, чья фанерная «Девушка в леопардовой шкуре» высотной доминантой держит зал, ни Владислав Мамышев-Монро, изобразивший кинодиву, ни охальник Олег Кулик в постановочной фотографии «Девушка с арбузом» — они не провоцировали, а просто дерзили.

На двухметровых фотографиях обнаженные женщины с сигаретой в накрашенных губах вяжут нескончаемые шарфы, вываливающиеся из снимков и тянущиеся к стоящим перед героинями телевизорам. В этой отвечающей вечно актуальной феминистской повестке инсталляции Виты Буйвид нет обличения, только ирония. И черные линии на обнаженной женской спине на эстетской фотографии Татьяны Либерман вряд ли указывают на телесное притеснение. В «Студентке» классика отечественной фотографии Сергея Борисова девушка с голой грудью стоит на старом автомобиле, самоидентификация — не ее проблема.

Так что не стоит углубляться в размышления по поводу концепции выставки. Ее задача — демонстрация собрания фонда, в которое с 2003 года, когда фонд был основан, вошло более 2000 работ, — и решена она отлично. Авторы разных поколений, признанные классики, известные мастера и начинающие художники собраны вместе, и работы каждого заметны благодаря прежде всего глазу и интуиции кураторов — владелицы Ruarts Foundation Марианны Сардаровой и арт-директора Катрин Борисов.

Выставочное пространство фонда, по сути, небольшой частный музей со сменной экспозицией. Сейчас самая солидная его часть — третий раздел, где собраны произведения классиков неофициального советского искусства, нонконформистов. Советская родина, ее власть, как известно, обошлась с ними жестко и недальновидно — те, кого не выставляли и порицали, остались в истории отечественного искусства. Каждый художник представлен здесь одной, но характерной работой: Олег Целков — пузыреобразной «Женщиной со свечой», Владимир Яковлев — портретом одинокого цветка, Петр Беленок — лаконичным ночным пейзажем, Лидия Мастеркова — изысканным коллажем «Композиция с дельфином», Михаил Шварцман — загадочной и впечатляющей иературой «Вино изумления». Леонид Соков, главный насмешник соц-арта, в «Двух профилях», как ему свойственно, соединил несоединимое — лица мрачного вождя народов и смеющейся Мэрилин Монро. На примере любой работы этого раздела можно прочесть лекцию о творческом методе ее автора.

Завершает экспозицию монументальное аудиовизуальное сочинение Глеба Конти и Михаила Мясоедова «Вечные ценности». Оно создано специально к открытию фонда Ruarts и трансформирует произведения из его коллекции в череду ярких зрительных и звучащих образов. Можно считать эту впечатляющую высокотехнологичную фреску символом открытости Ruarts к новым формам современного искусства.

Фонд Ruarts
«Мягкая родина»
До 26 сентября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+