18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фонд Ruarts обрел родину на Арбате

Выставкой «Мягкая родина» фонд Ruarts открыл новое пространство в Москве. Коллекция фонда включает и классиков нонконформизма, и современных звезд российского искусства

Новое место обитания фонда Ruarts — обычный c виду московский дом в районе старого Арбата, но внутри зрителей встречают просторный атриум высотой во все пять этажей и монументальная бетонная лестница. На первом этаже — кафе и магазин, последний этаж отдан под лекторий, библиотеку и медиапространство. На выставочных этажах — не ожидаемые стерильно белые залы, а помещения неправильной формы с открытыми коммуникациями на потолке. Приходит на ум, что в таком решении архитектурного бюро «Атриум» Антона Надточия и Веры Бутко кроется метафора искусства, внешне постоянно меняющегося, но сохраняющего внутреннюю связь с прошлым.

Первая вещь, встречающая зрителя на выставке, — «Мягкая родина» Дмитрия Цветкова, огромная карта России из красной шерсти, подбитая синтепоном, с прошитыми границами регионов и местами украшенная жемчугом. Она не только дала название выставке, но и характером схожа с показанными на ней работами — они красивы, мастерски сделаны, остроумны, неоднозначны, лишены как пафоса, так и злой иронии.

Выставка состоит из трех разделов, каждому отдано по этажу. Первый ближе всего к заявленной теме, он о родине как о стране рождения, о ее непостижимости умом и неизмеримости общим аршином. Об этом «Гимны Московии» Дмитрия Венкова — торжественная видеопанорама столицы, перевернутая вниз небом, вверх тротуарами; похожая на окрашенную сепией фотографию картина Рината Волигамси — деревенский пейзаж с поганками выше крыш на переднем плане; «Москва» Сергея Шаблавина — вписанные в квадраты фрагменты заурядного городского пейзажа, плакатов и вывесок. Большая картина Владимира Потапова из серии «Внутри. Update» — тоже городской пейзаж, наполовину иллюзорный, но очень нежный и нарядный. Это редкая работа в первом разделе, начисто лишенная подтекста. Особняком стоит в зале собранное из бывшей в употреблении фанеры и металлических листов

«Одиночество» Алексея Луки, редкий представитель чистого модернизма нашего времени. Какое отношение к теме родины имеет матерчатый автопортрет Ирины Кориной, трудно сказать, но он такой симпатичный, что никаких вопросов к нему нет.

Второй раздел — самый пестрый, яркий и задорный. Его тема — тело человека, его границы. Экспликация к нему написана чрезвычайно серьезно, она уверяет, что авторы работ «провокационно задают табуированные вопросы об идентичности, свободе самоопределения, гендерной бинарности и квир-эстетике». Но почему-то кажется, что авторы такими актуальными сегодня вопросами не задавались. Ни Александр Шишкин-Хокусай, чья фанерная «Девушка в леопардовой шкуре» высотной доминантой держит зал, ни Владислав Мамышев-Монро, изобразивший кинодиву, ни охальник Олег Кулик в постановочной фотографии «Девушка с арбузом» — они не провоцировали, а просто дерзили.

На двухметровых фотографиях обнаженные женщины с сигаретой в накрашенных губах вяжут нескончаемые шарфы, вываливающиеся из снимков и тянущиеся к стоящим перед героинями телевизорам. В этой отвечающей вечно актуальной феминистской повестке инсталляции Виты Буйвид нет обличения, только ирония. И черные линии на обнаженной женской спине на эстетской фотографии Татьяны Либерман вряд ли указывают на телесное притеснение. В «Студентке» классика отечественной фотографии Сергея Борисова девушка с голой грудью стоит на старом автомобиле, самоидентификация — не ее проблема.

Так что не стоит углубляться в размышления по поводу концепции выставки. Ее задача — демонстрация собрания фонда, в которое с 2003 года, когда фонд был основан, вошло более 2000 работ, — и решена она отлично. Авторы разных поколений, признанные классики, известные мастера и начинающие художники собраны вместе, и работы каждого заметны благодаря прежде всего глазу и интуиции кураторов — владелицы Ruarts Foundation Марианны Сардаровой и арт-директора Катрин Борисов.

Выставочное пространство фонда, по сути, небольшой частный музей со сменной экспозицией. Сейчас самая солидная его часть — третий раздел, где собраны произведения классиков неофициального советского искусства, нонконформистов. Советская родина, ее власть, как известно, обошлась с ними жестко и недальновидно — те, кого не выставляли и порицали, остались в истории отечественного искусства. Каждый художник представлен здесь одной, но характерной работой: Олег Целков — пузыреобразной «Женщиной со свечой», Владимир Яковлев — портретом одинокого цветка, Петр Беленок — лаконичным ночным пейзажем, Лидия Мастеркова — изысканным коллажем «Композиция с дельфином», Михаил Шварцман — загадочной и впечатляющей иературой «Вино изумления». Леонид Соков, главный насмешник соц-арта, в «Двух профилях», как ему свойственно, соединил несоединимое — лица мрачного вождя народов и смеющейся Мэрилин Монро. На примере любой работы этого раздела можно прочесть лекцию о творческом методе ее автора.

Завершает экспозицию монументальное аудиовизуальное сочинение Глеба Конти и Михаила Мясоедова «Вечные ценности». Оно создано специально к открытию фонда Ruarts и трансформирует произведения из его коллекции в череду ярких зрительных и звучащих образов. Можно считать эту впечатляющую высокотехнологичную фреску символом открытости Ruarts к новым формам современного искусства.

Фонд Ruarts
«Мягкая родина»
До 26 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+