18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Рожденная в битве» против «Двойного негатива»

№90
Материал из газеты

Планируемая солнечная электростанция угрожает произведению ленд-арта Майкла Хейзера «Двойной негатив» на Мормонской горе в Неваде

Строительство солнечной электростанции на Мормонской горе неподалеку от Овертона в Неваде может испортить вид на монументальный «Двойной негатив» (1969) Майкла Хейзера — произведение ленд-арта, представляющее собой две траншеи глубиной 15 м, вырытые по двум сторонам природного каньона в восточной части этой пустынной местности. Формально произведение принадлежит Музею современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе. Майкл Хейзер (сейчас ему 76 лет) входит в число звезд ленд-арта, его творчество сформировалось под влиянием исследования древних мегалитов и почитаемых камней. К его ранним работам относится серия «негативных скульп­тур», где материалом служит пустота. Говоря о «Двойном негативе», Хейзер однажды сказал: «Там ничего нет, и все же это скульптура».

Солнечная электростанция Battle Born («Рожденная в битве») — проект калифорнийской компании Arevia Power, специализирующейся на возобновляемых источниках энергии. Комплекс, стоимость которого оценивается в $1 млрд, займет около 37 тыс. кв. м на усеченной вершине Мормонской горы. Эта территория принадлежит федеральному правительству и находится в ведении Бюро по управлению государственными и общественными землями, и перед утверждением план еще должен пройти экологическую экспертизу. Однако он уже получил отпор со стороны жителей Овертона и соседних городов, которые настаивают на том, что станция испортит вид на «Двойной негатив» и может представлять собой опасность для расположенных неподалеку археологических объектов и таких редких животных, как черепаха вида пустынный западный гофер.

«Нас уверяют, что доступ к „Двойному негативу“ сохранится, но сила этого места будет утрачена навсегда, — говорит Лиза Чайлдс, одна из инициаторов общественного движения «Спасем нашу гору» против строительства электростанции. — Мормонская гора ежегодно привлекает тысячи людей. Мы не против возобновляемой энергии, но считаем, что связанные с ней объекты следует размещать более ответственно». Галерея Gagosian, представляющая Хейзера с 2013 года, подтвердила, что «в курсе проекта и на связи с его руководителями». Кара Вандер Вег, старший директор нью-йоркского филиала Gagosian, выразила надежду, «что политики и жители Невады помогут защитить этот монументальный исторический образец ленд-арта в Америке».

Самому Хейзеру бороться с угрожающими его произведениям строительными проектами приходилось на протяжении всей карьеры. Уильям Фокс, основатель и директор Центра искусства и окружающей среды при Музее искусств Невады и популяризатор творчества художника, напоминает, что колоссальный комплекс произведений из земли, который Хейзер создавал начиная с 1970-х годов на купленном им участке в пустыне Невады, уже много лет находится под угрозой из-за планов проложить поблизости железную дорогу для транспортировки ядерных отходов в хранилище Юкка-Маунтин. Некоммерческой организации Triple Aught Foundation, созданной в 1998 году для управления этим художественным комплексом, в 2015-м удалось добиться федеральной защиты для 323,5 тыс. га земли, окружающей «Город». Другая работа Хейзера, «Мюнхенская низина» (1969), кратер глубиной 5 м, вырытый на окраине германского города, как рассказывает Фокс, была «поглощена жилой застройкой вскоре после создания».

Добираться до «Двойного негатива» ценителям искусства рекомендуют на автомобиле или мотоцикле; указатели редки, а на ведущей к нему грунтовой дороге и вовсе нет знаков. Несмотря на то что электростанция не должна перекрыть дорогу, ее, вероятно, будет видно от произведения. «Будет очень не хватать той визуальной перезагрузки по дороге, вдали от цивилизации, которая, так сказать, очищает ваше зрение, — говорит Фокс. — После нее, приехав посмотреть на произведение, вы испытываете когнитивный диссонанс при виде этих траншей».

Средства на создание «Двойного негатива» предоставила американский арт-дилер и филантроп Вирджиния Дван, одна из первых покровителей ленд-арта. Ее $100 тыс. ушли на покупку 24 га земли и перемещение более 240 тыс. т пустынного песчаника. В 1984 году Дван передала этот образец ленд-арта в дар MOCA. В интервью New York Times меценат тогда говорила, что «искусство — это не только нечто портативное, чем можно украсить музей». «„Двойной негатив“ обращает внимание на мир. Он обращает наше внимание на американский Запад и на землю как материал и как планету», — рассуждала она.

В договоре с MOCA Майкл Хейзер оговорил условие, что музею не следует вести консервацию объекта и что естественное выветривание и эрозия должны со временем изменить его вид. Но вибрации от стройки неподалеку наверняка ускорят эти процессы, а появление созданных человеком конструкций лишит скульптуру — пустоту внутри пустоты — ее сути. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+