18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло

№90
Материал из газеты

Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке

Для выставки «Парижане» в Ярославском художественном музее из собрания Инны Баженовой, московского коллекционера и основателя культурного фонда IN ARTIBUS, издателя газеты The Art Newspaper, были отобраны работы 12 художников. 
Нет нужды напоминать, что Париж на рубеже XIX–XX веков и в первой четверти ХХ века был мировой художественной столицей, куда стекались сотни творцов из разных стран, чтобы приобщиться к новому искусству и вдохнуть воздух свободы. Поэтому «парижане» — не столько географическое определение, сколько знак художественного качества.

Выставка охватывает период более чем в полвека. Самая ранняя работа здесь — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) знаменитого пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке. Разные «измы» представлены первыми именами: это и Сёра, и один из отцов кубизма Жорж Брак (в Ярославль едет его этюд букета в вазе), и Андре Дерен, лидер фовистов. Хотя на выставке нет произведений великого отца модернистского искусства Поля Сезанна, следы его влияния видны и в пейзажах Дерена, и в «Пейзаже с красными крышами» (около 1910) Андре Дюнуайе де Сегонзака. Продолжая ряд направлений, представленных на выставке, нельзя не упомянуть работы Пьера Боннара и Эдуара Вюйара, членов группы «Наби». В Ярославль также приедут работы самого знаменитого наивного художника — Таможенника Руссо, в том числе единственный написанный им зимний пейзаж. Отдельное место на выставке занимает ряд произведений Мориса Утрилло — художника, чьи виды Монмартра во многом создали «визуальный бренд» Парижа, завораживающий и призрачный образ города художников.

Работы из коллекции Инны Баженовой не первый раз показывают на публике. Помимо выставок в московском фонде IN ARTIBUS, посвященных разным периодам и сюжетам как мирового, так и русского искусства (сейчас здесь идет организованная совместно с московским Музеем Тропинина выставка «А это чей портрет?» — русская живопись XVIII — начала XIX века из коллекции музея и частных собраний, в том числе основательницы фонда), некоторые картины, отобранные для Ярославля, ранее побывали в таких музеях, как ГМИИ им. Пушкина и Музей Крёллер-Мюллер в Нидерландах. В 2018–2019 годах избранные произведения из коллекции Баженовой показали на передвижной выставке «Под одним небом» в Нижнем Новгороде, Уфе и Новосибирске. Сегодня, когда пандемия сделала невозможными или труднодостижимыми многие международные музейные проекты, да и само передвижение из страны в страну, выставка из частной коллекции, показывающая первые имена мировой живописи, дает отличный шанс виртуального путешествия в Париж, по важнейшим модернистским течениям. 

Ярославский художественный музей
Парижане. Французская живопись ХIХ–ХХ веков из коллекции Инны Баженовой
До 1 августа

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+