18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло

№90
Материал из газеты

Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке

Для выставки «Парижане» в Ярославском художественном музее из собрания Инны Баженовой, московского коллекционера и основателя культурного фонда IN ARTIBUS, издателя газеты The Art Newspaper, были отобраны работы 12 художников. 
Нет нужды напоминать, что Париж на рубеже XIX–XX веков и в первой четверти ХХ века был мировой художественной столицей, куда стекались сотни творцов из разных стран, чтобы приобщиться к новому искусству и вдохнуть воздух свободы. Поэтому «парижане» — не столько географическое определение, сколько знак художественного качества.

Выставка охватывает период более чем в полвека. Самая ранняя работа здесь — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) знаменитого пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке. Разные «измы» представлены первыми именами: это и Сёра, и один из отцов кубизма Жорж Брак (в Ярославль едет его этюд букета в вазе), и Андре Дерен, лидер фовистов. Хотя на выставке нет произведений великого отца модернистского искусства Поля Сезанна, следы его влияния видны и в пейзажах Дерена, и в «Пейзаже с красными крышами» (около 1910) Андре Дюнуайе де Сегонзака. Продолжая ряд направлений, представленных на выставке, нельзя не упомянуть работы Пьера Боннара и Эдуара Вюйара, членов группы «Наби». В Ярославль также приедут работы самого знаменитого наивного художника — Таможенника Руссо, в том числе единственный написанный им зимний пейзаж. Отдельное место на выставке занимает ряд произведений Мориса Утрилло — художника, чьи виды Монмартра во многом создали «визуальный бренд» Парижа, завораживающий и призрачный образ города художников.

Работы из коллекции Инны Баженовой не первый раз показывают на публике. Помимо выставок в московском фонде IN ARTIBUS, посвященных разным периодам и сюжетам как мирового, так и русского искусства (сейчас здесь идет организованная совместно с московским Музеем Тропинина выставка «А это чей портрет?» — русская живопись XVIII — начала XIX века из коллекции музея и частных собраний, в том числе основательницы фонда), некоторые картины, отобранные для Ярославля, ранее побывали в таких музеях, как ГМИИ им. Пушкина и Музей Крёллер-Мюллер в Нидерландах. В 2018–2019 годах избранные произведения из коллекции Баженовой показали на передвижной выставке «Под одним небом» в Нижнем Новгороде, Уфе и Новосибирске. Сегодня, когда пандемия сделала невозможными или труднодостижимыми многие международные музейные проекты, да и само передвижение из страны в страну, выставка из частной коллекции, показывающая первые имена мировой живописи, дает отличный шанс виртуального путешествия в Париж, по важнейшим модернистским течениям. 

Ярославский художественный музей
Парижане. Французская живопись ХIХ–ХХ веков из коллекции Инны Баженовой
До 1 августа

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+