18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Заново узнаем Репина

Третьяковская галерея изменила постоянную экспозицию в залах Ильи Репина. На место хорошо известных картин, уехавших на зарубежные выставки, почти на год повесили малоизвестные

Выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» в Государственной Третьяковской галерее в некоторой степени вынужденная. Большая выставка классика русской живописи будет демонстрироваться в Финской национальной галерее, в Атенеуме, в Хельсинки и затем в парижском Пти-пале. В заграничное путешествие отправится большое количество произведений, показанных Третьяковкой в 2019 году на ретроспективе художника. Освободившееся от «Не ждали», «Стрекозы», портрета Модеста Мусоргского и других хрестоматийных вещей Репина место заняли 30 работ из запасников Третьяковки и частных собраний. Некоторые из них даже зрителям, внимательно изучавшим живопись и графику художника на ретроспективной выставке, трудно посчитать репинскими.

Портрет Лидии Кузнецовой кажется совершенно декадентским: подруга дочери Репина изображена в черно-желтом наряде, в волосах и на плечах у нее огромные лилии, и почему-то на ее руке сидит ворон. Правда, лицо у девушки юное, не роковое, так что мысль о маскараде приходит еще до того, как об этом прочитаешь в пояснении. Портрет Беатрисы Федоровны Леви, молодой актрисы, поздний — 1918 года. Но написан так ярко и с таким воодушевлением моделью, что нелегко поверить в почтенный возраст автора — Репину в то время было 74 года. Третий замечательный женский портрет — Евгении Нордман — очень нарядный, немного импрессионистский. Но почему-то дама в жемчужно-розовом платье держит в руках японский меч.

Главной картиной, занимающей почетное место прямо у входа на выставку, стало «Неверие Фомы» из цикла на евангельские и библейские сюжеты, который Репин начал после революции, в эмиграции. Это очень экспрессивная вещь, каких у художника было немало, но еще и очень красивая. Никакой реалистической гладкописи, краски наложены фактурными мазками. Светлая благородная фигура Христа, протягивающего руку с кровавыми стигматами, контрастирует с изображениями персонажей в черном — отвернувшегося в страхе Фомы и насмехающегося фарисея. На заднем плане изображена толпа, лица людей в ней лишь обозначены несколькими мазками, но на каждом видна эмоция: страх, удивление, восхищение.

Также в первом зале можно увидеть галерею портретов из запасников Третьяковки: Ивана Аксакова, Николая Пирогова, Ивана Сеченова. Все они мастерски написаны, но такой Репин хорошо всем известен.

Второй зал выставки посвящен тоже отсутствующей картине из постоянной экспозиции, но по экстраординарной причине. Как известно, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» почти три года назад пережила нападение вандала. О ходе ее реставрации рассказывает демонстрирующийся в зале фильм. Как написано в экспликации к «Сыноубийце», авторскому повторению пострадавшей картины, «трагический эпизод русской истории не отпускал Репина» и через 20 лет художник возвратился к волнующему сюжету, только воплотил его не на вертикальном, а на длинном холсте. В той же экспликации приводятся слова автора о стиле новой версии — «смесь персидского с Ренессансом».

Стоит заметить, что пояснительные тексты к показанным произведениям читать интересно. В них не описывается, как было принято раньше, сюжет, а даны любопытные сведения и цитаты. Так, под портретом художника Григория Мясоедова приведен фрагмент из его воспоминаний. На просьбу Репина позировать ему для Грозного, Мясоедов сначала «огрызнулся». Но позировать стал — в результате на портрете он изображен грозно смотрящим на зрителя, а в этюде «Мужская голова» он уже страдающий безумец.

В общем, главное не в том, что выставка показывает малоизвестные картины и графику Репина, — вслед за прошедшей большой его ретроспективой она демонстрирует силу дарования и огромный творческий диапазон самого популярного в родных пенатах русского художника.

Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин: известный и неизвестный
До 1 февраля 2022 года

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+