18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Церемония вручения Премии The Art Newspaper Russia прошла в Москве

В московском Манеже прошло театрализованное вручение IX Премии The Art Newspaper Russia, состоявшееся при поддержке генерального партнера церемонии — Mercury

Праздник вручения Премии The Art Newspaper Russia, несколько последних лет проходивший в Гостином Дворе, на этот раз вернулся в привычное место, под крышу Манежа. Согласно традиции гостей церемонии попросили использовать в своих нарядах красный — цвет логотипа газеты.

Церемония началась с приветствий основателя премии и издателя международной сети The Art Newspaper Инны Баженовой, министра правительства Москвы, руководителя столичного департамента культуры Александра Кибовского и главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.

Вручение призовых статуэток в виде перекрещивающихся Биг-Бена и Спасской башни Кремля, которые ежегодно лимитированным тиражом в пять штук создает художник Сергей Шеховцов, сопровождалось театрализованным шоу.  Традиционно оно состоит из номеров-перформансов, посвященных лауреату в каждой из пяти номинаций премии. Главным образом шоу стал корабль посреди бурных волн — метафора современного мира и невзгод, переживания потрясений, с которыми человечество столкнулось во время пандемии.

Представление по традиции было подготовлено режиссерско-продюсерской группой во главе с художественным руководителем «Гоголь-центра», режиссером и актером Алексеем Аграновичем, художником Кириллом Преображенским, режиссером-постановщиком Филиппом Гуревичем, художником-постановщиком Анной Наумовой и исполнительным продюсером Аленой Глушковой.

Ведущим выступил сам Агранович, беседовавший с юной девушкой в исполнении актрисы Мастерской Брусникина Маши Лапшиной, словно птица Додо с Алисой. На протяжении всей церемонии на сцене находился симфонический оркестр OpensoundOrchestra под управлением дирижера Станислава Малышева.

После того как на фоне видеоролика, посвященного пустоте (то есть музейным локдаунам), Маша Лапшина в сопровождении оркестра исполнила композицию «Забастовку миру объявлю…», назвали первого победителя. В номинации «Книга года» лауреатом стала Наталия Семенова с циклом книг, посвященных купцам-меценатам конца XIX — начала ХХ века, — «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант» (издательство «Слово»/Slovo, 2019–2020). Приз вручал телеведущий Владимир Познер. Номер, последовавший за этим, был посвящен судьбам знаменитых художественных коллекций, собранных этими меценатами, в тревожные революционные годы. Актриса Ксения Раппопорт на фоне прославленных шедевров, будто высвечивавшихся фонариком внутри трюма корабля, с болью спорила о декрете советской власти о национализации художественных собраний. Унизительность положения их бывших владельцев иллюстрировалась цитатами из воспоминаний Константина Паустовского.

Победителем в номинации «Реставрация года» стал Северный речной вокзал. Статуэтку из рук архитектора Евгения Асса принял заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» Максим Коновалов. Номер, последовавший за номинацией, пробуждал ностальгические чувства по эпохе 1930-х годов, когда было возведено это здание. Солистка Пермской оперы Надежда Павлова исполнила «Лирическую песню» из кинофильма «Волга-Волга», причем и певица, и оркестр мастерски имитировали при этом звучание старой пластинки, слегка заедающей на слове «родина».

Приз за личный вклад получили Анатолий и Ирина Седых, основатели фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области. Награду им вручала главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова от лица губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. В своем послании он тепло приветствовал лауреатов и позвал всех на 800-летие Нижнего, которое будет отмечаться в этом году. То, что именно меценатские заботы супругов Седых сотворили с городом Выкса, было продемонстрировано на гигантском экране в Манеже. Образы паблик-арта в монтаже эффектно сочетались с документацией работы металлургического комбината города — его сердца, что выглядело особенно эффектно под звуки симфонического оркестра, исполнявшего музыку Different Trains — America before Стивена Райха.

Победителем в номинации «Музей года» стал петербургский Центральный выставочный зал «Манеж». Получать статуэтку из рук Ксении Раппопорт вышел директор музея Павел Пригара. После его благодарственной речи зрителям показали видео с одной из выставок, проходивших в петербургском Манеже, — проекта арт-группы AES + F. Интро плавно перешло в ролик, представляющий работу арт-группы над футуристической постановкой оперы «Турандот 2070» режиссера Фабио Черстича в Палермо, в Teatro Massimo. На фоне завораживающе безумных фантазий AES + F арии из оперы Пуччини исполнили Надежда Павлова и Иван Гынгазов.

Завершала церемонию номинация «Выставка года», лауреатом которой стал проект «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969», проходивший в Музее современного искусства «Гараж». Получать приз на сцену из рук журналиста и писателя Михаила Зыгаря вышла кураторская группа проекта — Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано, Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Екатерина Савченко и Анастасия Чеботарева. Последовавший за этим театрализованный номер был посвящен этой эзотерической выставке, одновременно став мощным финальным аккордом представления. В основу номера лег кавер песни группы «Альянс» «На заре». Маша Лапшина вновь появилась на сцене, чтобы спеть эту песню, а помогал ей в этом тувинский мастер горлового пения Радик Тюлюш, подыгрывавший на своем инструменте, звуки которого завораживающе сплетались со звучанием классического оркестра. На первом же плане разворачивался мужской танец по мотивам экстатических духовных практик.

Среди гостей церемонии были Владимир Познер, Михаил Зыгарь, Айдан Салахова, Виктория Толстоганова, Марина Лошак, Антон Белов, Евгения Милова, Тереза и Николо Мавика, Зельфира Трегулова, Алексей Агранович, Антон Желнов, Полина Аскери, Маргарита Пушкина, Ксения Раппопорт, Александр Кибовский, Ольга Свиблова, Марианна Сардарова и многие другие.

После церемонии лауреаты, партнеры и близкие друзья The Art Newspaper Russia переместились в ресторан Cristal Room Baccara на Никольской, где вечер продолжился торжественным ужином от шеф-повара Мишеля Ленца и концертом.

Генеральным партнером Премии The Art Newspaper Russia в этом году снова стала ювелирная компания Mercury. Многолетнее стратегическое сотрудничество компании с главной газетой об искусстве продолжает традицию поддержки самых значимых культурных событий, в числе которых кинопремия «Золотой орел», кинофестивали «Кинотавр» и ММКФ, конкурс «Мисс Россия», концерты, фестивали и балетные премьеры.

Партнерами премии выступили «Ultima Яндекс Go», отель Ararat Park Hyatt Moscow, компания The Art Exchange. Игристые вина Tête de Cheval — партнер премии и ужина — предоставили вина для церемонии в Манеже и для ужина в ресторане Cristal Room Baccarat. Изысканное флористическое оформление в Манеже было исполнено BURO ALL GALLERY.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+