18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе — релаксирующая живопись Гавриила Кондратенко, редкий альбом с видами Петербурга и 100-рублевая банкнота-«радужка».

Гавриил Кондратенко. «Морской берег ранним утром». Начало ХХ в.

Если бы русская академическая живопись еще нуждалась в оправдании (а были времена, когда и специалисты, и воспитанная ими публика презирали этот, конечно же, буржуазный, но такой приятный глазу стиль), главным ее адвокатом мог бы выступать Гавриил Кондратенко. Он был сыном крепостного крестьянина, поступил в Академию художеств вольноприходящим, потом перешел в пейзажный класс, к академику Михаилу Клодту. Учился искренне и старательно, воспевая в незыблемых традициях классицизма не только итальянские, но и родные берега. Например, написал места, связанные с именем своего земляка Михаила Лермонтова, и выставил их на специальной выставке, в память поэта, — Тарханы, виды Москвы, Пятигорска или Кавказа упоительно прекрасны и залиты нежнейшим светом почти итальянского солнца. Сбор от выставки пошел в пользу нуждающихся литераторов и ученых. Кондратенко был благотворителем всю жизнь, заботясь то о бедствующих собратьях и их семьях, то о сестрах милосердия — героях русско-турецкой войны. И все это время много работал, особенно в Крыму: все же истинному академисту трудно дается осенняя слякоть, ему ближе синее море и цветущие магнолии. «Морской берег ранним утром» — отличный пример его обычно очень ровной по качеству живописи. Интересно, что на том же аукционе есть еще несколько изображений каменистого берега, омываемого волнами: крымского же Эммануила Магдесяна, ученика Айвазовского, и северного, кисти Оскара Гофмана, эстонского художника-реалиста рубежа XIX–XX веков.
«Три века», 26 октября (13:00), эстимейт 2,8–3,5 млн руб.

Новая коллекция из сорока видов Санкт-Петербурга и окрестностей, нарисованных с натуры различными художниками. СПб: Литография Александра Плюшара, 1825

Этот альбом — одно из самых полных изданий из серии альбомов с видами Санкт-Петербурга, выпускавшихся издательством Александра Плюшара в 1820-х годах. Плюшар, француз, преданный Петербургу, стал одним из пионеров литографии в России — новой техники, позволявшей передавать разом и мелкие подробности, и сочную фактуру, и индивидуальную «руку» художника. Издатель заказывал виды города лучшим мастерам того времени: Карлу Беггрову, Андрею Мартынову, Карлу Кольману. Как писал в 1911 году журнал «Русский библиофил», литографии из альбомов Плюшара «представляют собой громадный интерес в художественном отношении». Не зря современниками они нередко разбирались на листы и обрамлялись по отдельности. Полные варианты — как этот, с 40 литографиями, — уже в XIX веке были библиографической редкостью.
«Три века», 26 октября (16:00), эстимейт 1,1–1,4 млн руб.

Государственный кредитный билет номиналом в 100 рублей, 1896

Одним из топ-лотов аукциона, полностью посвященного бонистике, эта банкнота стала сразу по нескольким причинам.

На момент выпуска 100-рублевка была самой крупной купюрой Российской империи не только по номиналу, но и по размеру самой банкноты. Кроме того, эта купюра была в те годы самой защищенной в мире; в ближайшее десятилетие фальшивомонетчики научились печатать и 10-, и 25-рублевые купюры — но не эту. А все благодаря специальной «орловской печати» — методу, изобретенному служащим экспедиции заготовления государственных бумаг Иваном Орловым. Многокрасочная радужная печать фальсификации не поддавалась; среди коллекционеров такие банкноты нежно зовутся «радужками».

100-рублевых билетов напечатали очень много, сотни тысяч, однако все они были обменяны в процессе денежной реформы при Николае II (можно забыть обменять старый рубль, но не сотню!). Обменяли и эту — банкнота погашена специальным перфоратором, пробившим в ней отверстие. Можно предположить, что в революционной неразберихе какое-то госхранилище было разграблено или расформировано, и купюра попала в частные руки.
«Знакъ», 25 октября (12:00), стартовая цена 500 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+