18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приют на семи ветрах

№88
Материал из газеты

Крупнейшую в Европе деревянную постройку, стоящую на острове Бююкада в Мраморном море, еще можно спасти, но сил Константинопольского патриархата для этого недостаточно

Защитники наследия, художники и духовный центр греческой православной диаспоры объединили усилия, чтобы спасти от разрушения деревянное здание приюта Принкипо. Возведенное 122 года назад на крупнейшем из Принцевых островов, недалеко от Стамбула, это строение стояло заброшенным в течение нескольких последних десятилетий.

Восстановление может начаться уже в 2022 году, в том числе благодаря тому, что ассоциация Europa Nostra внесла здание в свой список объектов культурного наследия, находящихся в наибольшей опасности. Координатор реставрационного проекта Лаки Вингас, представляющий Константинопольскую православную церковь, в собственности которой сейчас находится здание, говорит, что именно признание со стороны Europa Nostra дало толчок местной инициативе по спасению памятника. 

«История приюта трагична, — говорит Вингас, — но это часть исторического наследия Стамбула, и наше сообщество обязано беречь его. Мы не имеем права потерять это здание и найдем способ его сохранить». И все же уверенности в том, что этому памятнику уготовано благополучное дальнейшее существование, пока нет. Согласно отчету Europa Nostra, реставрация может стоить более €40 млн, и Вингас признается, что судьба проекта зависит от успеха местных и зарубежных фандрайзинговых кампаний в 2021 году.

Площадь приюта Принкипо составляет более 15 тыс. кв. м. Огромное деревянное здание на вершине холма на острове Бююкада было построено по проекту франко-османского архитектора Александра Валлори, имя которого связано с целым рядом модернистских построек Стамбула. Предполагалось, что здесь откроется элитная гостиница на 206 номеров для путешественников, прибывающих в город на знаменитом «Восточном экспрессе». Однако отель так и не получил разрешение на работу, и в 1903 году постройку приобрела греческая православная община, устроившая здесь приют. Через него прошли тысячи детей, пока в 1964 году власти не конфисковали здание на фоне обострения отношений между Турцией и Грецией. В 2010 году Европейский суд по правам человека постановил, что правительство Турции должно вернуть приют Константинопольской церкви.

Сегодня заброшенное и обветшавшее строение больше напоминает дом с привидениями. Крыша частично обвалилась, целые участки фасада деформировались, дождевая вода затопила полы. Сотрудники Europa Nostra предупреждают, что здание может полностью обрушиться, если не обнести его лесами и не укрепить поддерживающими конструкциями.

Патриархат хочет открыть в бывшем приюте центр по изучению окружающей среды. Но численность его паствы в Турции сильно сократилась, и ему не хватает ни средств, ни административных ресурсов для того, чтобы самостоятельно осуществить этот проект. Тем временем состояние здания продолжает ухудшаться. Минувшей осенью власти Стамбула оказали помощь, проведя его цифровое обследование при помощи дронов и лазерного сканирования.

В 2018 году художница греко-армянского происхождения Гера Бююкташян выступила в роли куратора выставки в бывшей греческой школе, объединив артефакты и устные свидетельства о приюте со своими собственными site-specific-инсталляциями, видео Али Казмы, фотографиями Мурата Гермена и саунд-дизайном Дилек Винчестер.

Результаты работы Бююкташян в архивах Турции и Греции должны быть опубликованы в книге. Художница надеется, что это издание послужит отправной точкой для дальнейших исследований. «Выставка стала своеобразным введением в историю места, о котором многие посетители до этого не имели ни малейшего представления, — говорит она, — как и о бедах, которые пришлось пережить меньшинствам».  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+