Война и мир: девять лучших исторических панорам

Как возникли музеи-панорамы и каким темам их посвящают по всему миру?

Как и праздник 23 Февраля, музей-панорама в первую очередь ассоциируется у нас с военной темой. Но давайте взглянем шире, панорамно, и посмотрим, существуют ли аналогичные примеры в Европе и что в них показывают.

Тип музея-панорамы (то есть круглое здание, по периметру которого расположена непрерывная картина, дополненная реальными предметами) был изобретен на рубеже XVIII–XIX веков. Пик популярности пришелся на вторую половину XIX века, когда до распространения кинематографа еще оставалось долго, а увлекательных оптических иллюзий хотелось. Именно тогда по всему миру в обилии создавали стационарные и разъездные панорамы. Однако до нашего времени из них уцелели немногие. Вот наиболее примечательные.

Музей-панорама «Бородинская битва»

Москва

Панорама «Бородино». Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Панорама «Бородино».
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Гигантское полотно было написано к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Ее главным автором был Франц Рубо, важнейший художник-баталист Российской империи и создатель еще нескольких панорам. После революции панорамный павильон закрыли, картину скатали на вал и хранили в плохих условиях. Вспомнили о ней и начали реставрировать только после 1945 года (пришлось восстановить более трети). Новое здание для демонстрации панорамы открыли на Кутузовском проспекте лишь в 1962 году — теперь это популярный музей, особенно интересный школьникам.


Музей-панорама «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах»

Севастополь

Панорама «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах». Фото: Wikimedia Commo
Панорама «Оборона Севастополя в 1854–1855 годах».
Фото: Wikimedia Commo

Это более ранняя работа того же Франца Рубо, посвященная Крымской войне 1854–1855 годов. Начатая в 1901 году, она была открыта в Севастополе в 1905 году в специально построенном павильоне. Художник сосредоточился на конкретном эпизоде — бое на Малаховом кургане. История движется по кругу: в 1942 году, во время новой обороны Севастополя, картину пришлось спасать от пожара и эвакуировать. После Победы, как и в случае с Бородинской панорамой, был поставлен вопрос о реставрации полотна, от которого уцелело две трети. Обе панорамы были символами героизма народа, причем из поколения в поколение. Обновленную панораму открыли в 1954 году в родном павильоне. Там ее можно увидеть и сегодня.


Музей-панорама «Сталинградская битва»

Волгоград

Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Когда встал вопрос об увековечивании побед в Великой Отечественной войне, неудивительно, что идеологи СССР обратились к этой монументальной и запоминающейся форме батального жанра (пусть уже и немного устарелой). Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» создавалась в 1961–1982 году художниками студии им. М.Б.Грекова. Она размещается в специально возведенном музее-панораме в Волгограде. Среди других советских панорам и диорам про ВОВ — музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», «Штурм Сапун-Горы» (г. Севастополь), «Битва за Днепр» (г. Днепр), «Освобождение Проскурова» (г. Хмельницкий), а также «Битва за Берлин» в Центральном музее ВОВ в Москве.


Музей-панорама «Распятие Христа»

Альтёттинг

Панорама «Распятие Христа». Фото: Museum Panorama Altötting
Панорама «Распятие Христа».
Фото: Museum Panorama Altötting

Панорамы — это не обязательно про битвы. Сцены, посвященные последним часам земной жизни Иисуса Христа, представлены в Альтёттинге (Бавария). Произведение было создано в 1903 году под руководством известного религиозного художника Гебхарда Фугеля. Выбор темы для панорамы в таком месте не случаен — Альтёттинг, где находилось знаменитое аббатство и в соборе стоит почитаемая «черная Мадонна», до сих пор живет за счет христианских паломников. Это единственная сохранившаяся панорама, посвященная именно религиозной тематике. Любопытно, что таких панорам было намного больше — например, в Киеве и Вене. Однако войн ХХ века они не пережили.


Панорама Бурбаки

Люцерн

Панорама «Вступление французской армии в Верьер». Фото: Bourbaki Panorama
Панорама «Вступление французской армии в Верьер».
Фото: Bourbaki Panorama

Полное название работы, которая находится в швейцарском Люцерне, — «Вступление французской армии в Верьер». Это один из уцелевших образцов XIX века — она была создана Эдуардом Кастресом в 1881–1886 годах по горячим следам, после входа французской армии генерала Бурбаки в 1871 году, в конце Франко-прусской войны. От работ Рубо ее отличает тематика — панорама занимается не воспеванием военного подвига, а его оплакиванием. Она посвящена ужасам войны, страданиям солдат и, что важно для истории, является иллюстрацией одной из первых гуманитарных акций Красного Креста. Что поделать, у швейцарцев своя специализация! Панорама до сих пор работает в специально построенном в 1889 году здании. Кстати, именно швейцарцы в 1992 году организовали Международный совет панорам (International Panorama Council), объединяющий музеи этого формата и занимающийся их реставрацией и исследованием.


Панорама Крестьянской войны в Германии

Бад-Франкенхаузен-Кифхойзер

«Панорама Крестьянской войны в Германии». Фото: Panorama Museum/VG Bild-Kunst
«Панорама Крестьянской войны в Германии».
Фото: Panorama Museum/VG Bild-Kunst

Среди батальных панорам, созданных в ХХ веке, назовем картину, посвященную битве под Бад-Франкенхаузеном в 1525 году. «Панорама Крестьянской войны в Германии» была создана крупным немецким художником Вернером Тюбке в 1976–1987 годах и выставлена в павильоне рядом с местом воспеваемой битвы. Отметим, что она создавалась в период ГДР и на интерес к жанру могли повлиять советские образцы. Стиль, однако, явно заимствован из немецкой живописи XVI века, периода Крестьянской войны. И фантастические яркие краски, будто взятые с палитры Альтдорфера и Дюрера, странные образы и фигуры — завораживают.


Die Mauer («Стена»)

Берлин

Панорама Die Mauer («Стена»). Фото: Tom Schulze/asisi
Панорама Die Mauer («Стена»).
Фото: Tom Schulze/asisi

В XXI веке жанр музея-панорамы переживает возрождение, однако наполняется совсем иным содержанием. Немецко-иранскому архитектору Ядегару Азизи принадлежат наиболее примечательные примеры. Его берлинская панорама «Стена» с 2012 года располагается в знаменитом КПП «Чарли» на улице Фридрихштрассе в Берлине, там, где раньше была Берлинская стена. Экспозиция посвящена, соответственно, повседневной жизни немцев в период разделения страны на ГДР и ФРГ. Коммунистическую и капиталистическую части разделяет Стена с ее колючей проволокой, пулеметами, вышками с пограничниками.


Панометры

Лейпциг, Дрезден

Панорама «Дрезден 1945». Фото: Tom Schulze/asisi
Панорама «Дрезден 1945».
Фото: Tom Schulze/asisi

Другие важные работы Азизи — Панометры в Лейпциге (2003) и Дрездене (2006). Оба здания — бывшие газгольдеры, их цилиндрическая форма очень удобна для панорам. В отличие от классических образцов создаваемые им экспозиции — это не живопись маслом с интегрированными экспонатами и манекенами, а гигантские распечатанные фотографии, проекции, световые и звуковые эффекты. Это позволяет каждые несколько лет менять тему представленной панорамы. Например, в Лейпциге с 2003 по 2005 год показывали гору Эверест, затем в течение четырех лет — Древний Рим. Позже последовали темы Лейпцига после Битвы народов, Большого Барьерного рифа и т.д. А в дрезденском Панометре показывали «Дрезден в 1756 году», панораму города после бомбежки Второй мировой войны, привезли «Древний Рим» из Лейпцига и т.д. Азизи на достигнутом не остановился — впоследствии он создал панорамы в Пергамском музее, Ганноверском зоопарке и на нескольких других площадках.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+