18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Фернан Кнопфф и сгустки пустоты

№88
Материал из газеты

Художник Фернан Кнопфф в книге Мишеля Драге помещен в культурный контекст Европы своего времени, включая его отношения с бельгийским Обществом XX, а также с Эдвардом Бёрн-Джонсом, Густавом Климтом, Джеймсом Уистлером и Джеймсом Энсором

Автор этой книги — Мишель Драге, который был одним из кураторов выставки 2019 года в парижском Пти-пале, посвященной бельгийскому символисту Фернану Кнопффу (1858–1921). Основательный и прекрасно оформленный том охватывает все грани творчества художника: портреты, пейзажи, воображаемые композиции, произведения графики и скульптуры. Кнопфф помещен в культурный контекст Европы своего времени, включая его отношения с бельгийским Обществом XX, а также с Эдвардом Бёрн-Джонсом, Густавом Климтом, Джеймсом Уистлером и Джеймсом Энсором. Рассмотрены его воззрения и на фотографию, и на литературу — особенно в связи с произведениями Стефана Малларме и Эмиля Верхарна.

Фернан Кнопфф чрезвычайно серьезно относился к себе и к тому, что его окружало. В частности, свой дом в Брюсселе (строительство было закончено к 1902 году) он воспринимал как особое произведение искусства, как автопортрет и одновременно как фантастический замок. К сожалению, дом был разрушен в 1939-м, и книга начинается с реконструкции его интерьеров и тех впечатлений, которые могли бы вынести посетители мастерской Кнопффа с золоченым кругом на полу, куда художник помещал свой мольберт в соответствии c астрологическим расположением планет.

Фернан Кнопфф создавал искусство самоуглубленное, интроспективное. Реальность он допускал к себе выборочно, сквозь фильтры. Детство художника прошло в Брюгге; оно было важным мотивом в его творчестве, но запечатлелось в сознании монохромным, подобно пустому городу в романе Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Когда в 1902 году Кнопфф вновь приехал в Брюгге, он ездил по улицам в коляске с задернутыми шторами, а на глазах его были темные очки, чтобы лишний раз не ворошить память.

Фантастические пейзажи, написанные им у родительского дома в Фоссете в Арденнах, неизменно охвачены туманом или дождем. Фигуры людей у Кнопффа восхитительны, но чрезвычайно нагружены символизмом, который не поддается простому, линейному толкованию. Как понять, например, картину «Воспоминания» («Лаун-теннис») 1889 года, где представлено семь персонажей — и все они изображают сестру художника Маргерит в разных костюмах и позах? Автор книги отмечает, что фигуры у Кнопффа обычно выглядят застывшими, обособленными, будто пребывают в ожидании или тоске. На картинах 1891 года «Кто освободит меня?» и «Я закрываю за собой дверь» молодые рыжеволосые женщины, погруженные в свои грезы, смотрят на зрителя как загипнотизированные.

Написанная по итогам десятилетнего исследования, эта работа представляет собой последнее слово в изучении и трактовке творчества художника. Если и попадаются в тексте ошибки, то это лишь случайные недочеты смутной фразеологии — возможно, просто бессознательное эхо загадочных полотен. Но подчас автор со своей поэтической проницательностью попадает в самую точку. В его замечании о том, что Кнопфф «придает пустоте психологическую плотность», похоже, сказано все об этом художнике.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+