Портреты жен художника

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Одновременно вышли две книги — о Раисе Идельсон, третьей жене Роберта Фалька, и об Ангелине Щекин-Кротовой, жене четвертой. Обе художника боготворили, обе ему в свое время позировали

Идельсон Р. В. Безмолвный поэт: Художественно-поэтический сборник / Сост. А. Лабас. М., 2020. 320 с., ил.
Идельсон Р. В. Безмолвный поэт: Художественно-поэтический сборник / Сост. А. Лабас. М., 2020. 320 с., ил.

Названная художественно-поэтическим сборником книга «Раиса Идельсон. Безмолвный поэт» составлена из стихотворений, которые эта прекрасная женщина писала всю жизнь, но никогда не публиковала, а также ее дневниковых записей, статей и воспоминаний о ней. Материалы собраны внучкой героини Алисой Лабас, дочерью сына Раисы Идельсон (1894–1972) от второго брака — с художником Александром Лабасом (1900–1983). Так что книга эта семейная, и сделана она с большой любовью.

Второй брак Идельсон был недолгим, а любила она всю жизнь своего первого мужа, художника Роберта Фалька (1886–1958). Познакомилась с ним во время учебы во ВХУТЕМАСе, вышла за него замуж в 1922-м, через четыре года уехала с ним в Париж, но вернулась оттуда одна: длившийся девять лет союз распался. «Мой друг, мой друг, мне сны не снятся, / Я в четкой трезвости сгораю наяву, / И если я с тобой смогла расстаться — / Не спрашивай, как я живу».

Идельсон боготворила Фалька как художника и посвятила ему не одно стихотворение. «Он кисти касаньем / И цвета аккордом / Рождает пространство, / Движенье и форму» — поэтическое, но точное описание живописного метода художника, именно так он преподавал ученикам. «Не отдельные предметы создают картину, а взаимосвязь предметов и всего того пространства, в котором они находятся и в котором вы их видите», — в дневнике времен учебы во ВХУТЕМАСе Идельсон подробно пересказывала все наставления Фалька. А цитируемое стихотворение продолжает так: «Блуждаешь ты где-то, / Но Фалька рука / Сковала из цвета / Тебе двойника».

Роберт Фальк. «Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна (Р.В.Идельсон)». 1929. Фото: частное собрание
Роберт Фальк. «Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна (Р.В.Идельсон)». 1929.
Фото: частное собрание

Она была моделью для многих и лучших портретов кисти художника: «Женщина в белой повязке», «Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна», «Девушка у окна». Книга наполнена картинами и рисунками Фалька, работами самой Идельсон, семейными фотографиями.

Фальк был главным героем ее жизни. Она виделась и переписывалась с ним до последних его дней, сохраняя юношеский восторг и трепет. Но героиня книги все же она сама. Профессиональная судьба ее сложилась не слишком удачно. Она работала в театре, преподавала, служила в Пушкинском музее, но жизнь в стране менялась, отношение к искусству тоже. Наступили времена борьбы с формализмом и космополитизмом, и Раиса Идельсон посвятила себя заботе о сыне и сестре — актрисе Александре Азарх-Грановской. Хотя интенсивную интеллектуальную жизнь не прекращала, писать стихи продолжала тоже.

«Она очень талантливая была, очень умная, но вся ее энергия уходила на беспокойство о любимых людях», — так охарактеризовала Раису Идельсон Ангелина Щекин-Кротова (1910–1992), четвертая жена и идеальная вдова Роберта Фалька, хранительница и распорядительница его наследия. Книга «Рядом с Фальком» — это отредактированная расшифровка ее устных воспоминаний, записанных литературоведом Виктором Дувакиным, объединенная с воспоминаниями Алексея Тимофеева, ее племянника.

Щекин-Кротова А. В. Рядом с Фальком. М.: Арт-Волхонка, 2020. 328 с., ил.
Щекин-Кротова А. В. Рядом с Фальком. М.: Арт-Волхонка, 2020. 328 с., ил.

Такое смешение и перевод устной речи в письменную не поспособствовали литературному качеству книги: она рыхлая, с повторами. Память иногда подводила Щекин-Кротову, а в оценке людей она не была объективна. Визиты в ее дом Виктора Шкловского с женой или кинорежиссера Микеланджело Антониони описаны весьма саркастично. Зато в ее мемуарах можно найти много такого, чего не сыщешь в серьезных книгах: бытовых подробностей о людях и событиях, да и сплетен. Пассаж о том, как Фальк любовно ел картошку, трогает до слез.

Как и Идельсон, она боготворила и обожала Фалька. Благодаря безудержной любви к мужу и верному ему служению Щекин-Кротова смогла не только сохранить его наследие, но и передать работы во многие советские музеи. Что потребовало незаурядной энергии и самоотречения. И она в основном дарила картины, а если продавала, то за минимальную цену — лишь бы взяли.

Она познакомилась с Фальком в 1939 году, прожила с ним тяжелые 19 лет, причем была единственным кормильцем в семье. Художник вернулся из Парижа в 1937-м, зная о репрессиях в стране, но решил, что пусть его посадят, зато картины будут в музеях. Его не посадили. Картины в музеи не брали: формалист. Но он все равно их писал — «как пролетарий, как поденщик». Если случались редкие продажи, то Фальк помогал бывшим женам, сыну от первого брака и сыну Идельсон. И это только восхищало Щекин-Кротову: «Я просто удивляюсь силе Фалька, силе его духа, выносливости и его человечности». Она признавалась, что сама не была доброй, но должна была поступать, как он, ради него и тоже всю жизнь всем помогала.

Роберт Фальк. «Геля» («Портрет А.В.Щекин-Кротовой»). 1944. Фото: Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
Роберт Фальк. «Геля» («Портрет А.В.Щекин-Кротовой»). 1944.
Фото: Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого

О характере этой женщины, о том, каких сил и нервов стоило ее подвижничество, свидетельствует такой рассказ. После разгрома Никитой Хрущевым в 1962 году выставки «30 лет МОСХ» к ней начали ходить толпы людей. Как известно, глава партии поиздевался над «Обнаженной» Роберта Фалька, так что одни визитеры выражали Щекин-Кротовой всяческое сочувствие и приносили цветы, а вот некоторые из друзей упрекали ее в том, что, показав картину, она дала повод для новых гонений на художника, к тому времени уже умершего. «В конце концов до того меня довели, что я одну ученицу Фалька, довольно нагловатую, стала душить». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+