18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Андрей Гросицкий: диалоги с современниками и потомками в ММОМА

№88
Материал из газеты

Название экспозиции — «Вещность» — отсылает и к главному мотиву творчества Гросицкого, и к названию немецкого художественного течения 1920-х годов «новая вещественность»

Выставка работ Андрея Гросицкого (1934–2017) в Московском музее современного искусства — это не просто ретроспектива маститого автора, одного из основателей отечественного «поп-арта». Куратор выставки Сергей Хачатуров задумал поместить искусство Андрея Гросицкого в контекст произведений его современников (ведь он один из ключевых авторов отечественного нонконформизма, наряду с Эриком Булатовым, Юрием Злотниковым, Ильей Кабаковым, Борисом Турецким) и художников нового поколения.

Само название экспозиции, «Вещность», отсылает и к главному мотиву творчества Гросицкого, и к названию немецкого художественного течения ­1920-х годов «новая вещественность». После характерного для шестидесятников увлечения Сезанном, кубистами и «Бубновым валетом» Гросицкий в 1970-х годах вырабатывает собственный художественный стиль, который основан на соотношении пространства холста и помещенного в него предмета. Гросицкий изображал обычные вещи, которые находил при самых разных обстоятельствах и которыми вдохновлялся. В его произведениях предметы домашнего обихода: старая посуда, мясорубки, обломки труб, ржавые и поврежденные, — словом, всякий хлам — превращались в яркие, выпуклые объекты, словно стремящиеся стать скульптурами, выйти за пределы формата холста. Элементы своеобразных «натюрмортов» Гросицкого преобразовывались в узнаваемые образы и приметы времени, запечатлевшие повседневную жизнь советской эпохи. Люди, которые когда-то пользовались этими вещами в реальности, давно умерли, а предметы остались, даже обрели новую жизнь в искусстве.

Хотя Гросицкий предпочитал собственный путь, всегда сторонясь всевозможных художественных группировок, куратор Сергей Хачатуров находит в его творчестве точки пересечения со многими художниками его поколения. На выставке выделены три главные темы для диалога Гросицкого и других мастеров. Во-первых, это соотношение тиражности, типичности и уникальности в произведениях искусства, а также эстетика «бедного искусства», итальянского арте повера. Тут рядом с работами Гросицкого появляются произведения Юрия Злотникова, Ивана Чуйкова, Игоря Шелковского. Вторая тема — сарказм — связана с проблемой социальной ангажированности искусства. Участниками этого диалога являются Борис Орлов и Виктор Пивоваров. Третья тема — брутализм — свидетельствует об ответственности Гросицкого и его современников за понятие «честности» структуры, формы и материала. Здесь его картины соседствуют с произведениями Дмитрия Краснопевцева, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого. Наконец, за молодое поколение отвечают Виталий Безпалов, Артем Филатов, Александр Цикаришвили, Владимир Чернышев, Нестор Энгельке, а также Влад Огай, который не только выступил архитектором экспозиции, но и создал для нее инсталляцию «Космический ремесленник».

Экспозиция объединяет более 120 произведений. Это работы из коллекции Антона и Натальи Гросицких, сына и жены художника, из фондов ММОМА, Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также из частных собраний и галерей (Artstory, Ovcharenko, pop/off/art). 

Московский музей современного искусства (ММОМА)
Андрей Гросицкий. Вещность
До 14 марта

Материалы по теме:
Умер Андрей Гросицкий
Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+