18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Андрей Гросицкий: диалоги с современниками и потомками в ММОМА

№88
Материал из газеты

Название экспозиции — «Вещность» — отсылает и к главному мотиву творчества Гросицкого, и к названию немецкого художественного течения 1920-х годов «новая вещественность»

Выставка работ Андрея Гросицкого (1934–2017) в Московском музее современного искусства — это не просто ретроспектива маститого автора, одного из основателей отечественного «поп-арта». Куратор выставки Сергей Хачатуров задумал поместить искусство Андрея Гросицкого в контекст произведений его современников (ведь он один из ключевых авторов отечественного нонконформизма, наряду с Эриком Булатовым, Юрием Злотниковым, Ильей Кабаковым, Борисом Турецким) и художников нового поколения.

Само название экспозиции, «Вещность», отсылает и к главному мотиву творчества Гросицкого, и к названию немецкого художественного течения ­1920-х годов «новая вещественность». После характерного для шестидесятников увлечения Сезанном, кубистами и «Бубновым валетом» Гросицкий в 1970-х годах вырабатывает собственный художественный стиль, который основан на соотношении пространства холста и помещенного в него предмета. Гросицкий изображал обычные вещи, которые находил при самых разных обстоятельствах и которыми вдохновлялся. В его произведениях предметы домашнего обихода: старая посуда, мясорубки, обломки труб, ржавые и поврежденные, — словом, всякий хлам — превращались в яркие, выпуклые объекты, словно стремящиеся стать скульптурами, выйти за пределы формата холста. Элементы своеобразных «натюрмортов» Гросицкого преобразовывались в узнаваемые образы и приметы времени, запечатлевшие повседневную жизнь советской эпохи. Люди, которые когда-то пользовались этими вещами в реальности, давно умерли, а предметы остались, даже обрели новую жизнь в искусстве.

Хотя Гросицкий предпочитал собственный путь, всегда сторонясь всевозможных художественных группировок, куратор Сергей Хачатуров находит в его творчестве точки пересечения со многими художниками его поколения. На выставке выделены три главные темы для диалога Гросицкого и других мастеров. Во-первых, это соотношение тиражности, типичности и уникальности в произведениях искусства, а также эстетика «бедного искусства», итальянского арте повера. Тут рядом с работами Гросицкого появляются произведения Юрия Злотникова, Ивана Чуйкова, Игоря Шелковского. Вторая тема — сарказм — связана с проблемой социальной ангажированности искусства. Участниками этого диалога являются Борис Орлов и Виктор Пивоваров. Третья тема — брутализм — свидетельствует об ответственности Гросицкого и его современников за понятие «честности» структуры, формы и материала. Здесь его картины соседствуют с произведениями Дмитрия Краснопевцева, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого. Наконец, за молодое поколение отвечают Виталий Безпалов, Артем Филатов, Александр Цикаришвили, Владимир Чернышев, Нестор Энгельке, а также Влад Огай, который не только выступил архитектором экспозиции, но и создал для нее инсталляцию «Космический ремесленник».

Экспозиция объединяет более 120 произведений. Это работы из коллекции Антона и Натальи Гросицких, сына и жены художника, из фондов ММОМА, Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также из частных собраний и галерей (Artstory, Ovcharenko, pop/off/art). 

Московский музей современного искусства (ММОМА)
Андрей Гросицкий. Вещность
До 14 марта

Материалы по теме:
Умер Андрей Гросицкий
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+