18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей истории ГУЛАГа получил премию Совета Европы

Он награжден за то, что «с редкой честностью решает некоторые из очень сложных вопросов, касающихся прав человека, демократии и законности в ХХ веке»

Московский Государственный музей истории ГУЛАГа получил Музейную премию Совета Европы — 2021. Решение было объявлено на заседании комитета по культуре Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

«Музей истории ГУЛАГа с редкой честностью решает некоторые из очень сложных вопросов, касающихся прав человека, демократии и законности в ХХ веке, одновременно устанавливая ясные связи со сложными проблемами демократии и прав человека, с которыми мы сталкиваемся сегодня в Европе, — сказал представитель комитета по вручению премии Роберто Лампи. — Этот музей может служить примером для других музеев Европы, стремящихся хранить хорошо задокументированную и в то же время тревожащую память о прошлом и стимулировать размышления о том, что значит быть гражданином демократического государства, особенно для молодого поколения».

Музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году. Он позиционирует себя центром изучения, осмысления и открытого обсуждения истории массовых репрессий в СССР. В 2015 году музей переехал в собственное здание в 1-м Самотечном переулке, образ которого создан архитектурным бюро Kontora (Игорь Апарин и Дмитрий Барьюдин). В 2018 году в музее впервые открылась постоянная экспозиция, показывающая этапы формирования карательной системы в 1918–1956 годах и ее влияние на судьбы людей. Временные выставки позволяют погрузиться в отдельные эпизоды истории и всесторонне рассмотреть феномен массовых репрессий.

Музейная премия Совета Европы является частью премии «Европейский музей года» (EMYA), которая учреждена в 1977 году совместно с Европейским музейным форумом, где номинанты презентуют свои музеи и получают награды. Претендовать на награду могут только музеи, созданные в течение трех последних лет либо пережившие в этот же промежуток времени серьезную реновацию. Никаких денег победители не получают. Кроме премии Совета Европы в линейку EMYA входит еще несколько наград. Традиционно все они вручаются во время Европейского музейного форума в мае, однако из-за пандемии форум 2020 года был отложен. Шестого мая 2021 года мероприятие все же состоится в онлайн-формате, и на нем станут известны лауреаты сразу за два года. В списке отобранных жюри номинантов от России за 2020 год — Музей Николая Ивановича Лобачевского в Казани, Государственный музей-заповедник «Куликово поле» в Тульской области, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» в Татарстане, а также частный Музей AZ в Москве. Список за 2021-й короче, так как члены жюри не успели посетить все претендующие на премию институции из-за пандемии, от России в него был включен только Музей истории ГУЛАГа (остальные номинанты будут в листе за 2022 год).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+