18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покрутить, полизать и понюхать: самые необычные выставки 2021 года

Чем пахнет амстердамский канал и какова на вкус земля, как пиры повлияли на французскую культуру, а автомобили — на американскую и что рассказывают обороты картин

Среди сотен выставок, которые должны пройти в 2021 году, мы и наши английские коллеги выбрали самые странные, привлекающие внимание любопытной темой, необычным содержанием или новаторской интерпретацией экспозиционных практик.

Все наоборот!

Московский музей современного искусства в Ермолаевском, Москва, Россия
До 11 апреля

Музей сам любезно проделал то, о чем мечтает (и не может сделать) зритель, — заглянул за оборот картины. И чего только там не обнаружилось! И следы профессиональной деятельности хранителей и реставраторов, и пункты биографии картин, и секретные приемы художников. Отдельные работы посвящены идее пространства «за холстом», экспериментам с форматом картины и с традиционной концепцией создания и разрушения иллюзии глубины в произведении на плоскости. Принципом отбора стали первые впечатления куратора Катерины Зайцевой от обнаруженных в музейных фондах экспонатов с изображениями на обороте. Полноценное исследование и описание этих артефактов еще впереди, а пока они впервые «выходят в свет», снабженные краткими кураторскими ремарками. В экспозиции представлены работы начала ХХ — начала XXI веков, от Александра Родченко и Александра Лабаса до Хаима Сокола и Таус Махачевой.


Патриция Пиччинини. Инструменты жизни

Арт-центр Kai, Таллин, Эстония
До 25 апреля

Поразительно реалистичные причудливые полулюди-полуживотные, которых создает австралийская художница Патриция Пиччинини, пять лет назад стали хитом в Бразилии, и ее выставка в Рио-де-Жанейро даже возглавила список самых посещаемых выставок современного искусства The Art Newspaper за 2016 год. В 2019 году работы Пиччинини можно было увидеть в Москве, в Музее современного искусства «Гараж» на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Новая экспозиция художницы, открывшаяся в Таллине, объединила работы, созданные в последние два десятилетия — от «Большой матери» (2005) до человекообразной черепахи с футуристичным панцирем, носящей название «Уборщик» (2019). На производство каждой из гиперреалистичных скульптур с использованием силикона, стеклопластика и натуральных человеческих волос уходит около года. Художница надеется, что ее сверхъестественные создания заставят человечество задуматься о том, куда нас толкают генетические модификации и биотехнологии. «Я надеюсь, что эта выставка даст повод для множества интересных дискуссий и впечатлений», — цитирует ее пресс-релиз. Ничуть не сомневаемся, впечатлений даже от фотографий хватает.


«Музей съедобной земли» Маши Ру

Центр творческих индустрий «Фабрика», Москва, Россия
До 21 февраля

Художницу Машу Ру привлекла геофагия, а именно феномен поедания земли и тому подобных субстанций. Эта практика издавна считалась духовной и целительной в ряде стран Африки, Азии и Южной Америки. Проект «Музея съедобной земли» родился в 2012 году, а сейчас его коллекция насчитывает около 400 видов земли, собранных в поездках по разным странам. Например, в Индонезии, Суринаме и Нигерии, где кучки глины и мела продаются на местных рынках как продукты. Спрос порождает предложение — теперь такие субстанции можно найти и в интернет-магазинах. Выставка в ЦТИ «Фабрика» бросает вызов традиционным представлениям о том, что считается съедобным, — а также о том, что может быть выставкой. Зрители сами смогут попробовать различные образцы глины и обсудить с художницей феномен геофагии.


Мимолетное. Запахи в цвете

Маурицхейс, Гаага, Нидерланды
11 февраля — 6 июня

Вам когда-нибудь случалось задуматься о том, как на самом деле пахнут натюрморты? Или, например, о том, не стоял ли в этом очаровательном пасторальном пейзаже густой запах навоза? Маурицхейс собирается оживить картины нидерландских художников XVII века при помощи специальных ароматических диспенсеров на новой выставке «Мимолетное. Запахи в цвете». Причем запахи будут самые разные — от «ни с чем не сравнимой вони» амстердамских каналов с таких полотен, как «Вид на Аудезейдс-Ворбюргвал с Аудекерк в Амстердаме» (около 1670) Питера ван дер Хейдена, до аромата цветов и переспелых фруктов с «Натюрморта с цветами и фруктами» (1670) Абрахама Миньона. Благодаря развитию торговых путей Европу в XVII столетии наводнили экзотические запахи из самых разных уголков света. Из Азии импортировались перец, гвоздика, корица и мускатный орех, из Америки — набиравший популярность табак. Картины вроде «Бакалейной лавки» (1717) Виллема ван Мириса изображают этот ассортимент и предлагают зрителям представить себе, что они находятся в переполненной ароматами лавке. Неприятные запахи — например, те, что источает труп, препарируемый на «Уроке анатомии доктора ван дер Мера» (1617) Михиля и Питера ван Миревельтов, — часто скрывали при помощи наполненных духами «помандеров» (в экспозицию войдут и образцы этих изящных серебряных предметов).

Тем временем в Германии Кунстхалле Бремена собирается провести выставку, посвященную историческим изображениям запахов. В числе прочих произведений в нее войдут гравюра XVIII века Ричарда Ирлома, изображающая рыбный рынок с голодным морским львом, замысловатые натюрморты Барбары Регины Дицш (1706–1783), а также ольфакторная инсталляция современного колумбийского художника Освальдо Масии. Выставка «Обонять глазами. Изображения запахов со времен Ренессанса» (8 мая — 15 августа) пройдет в рамках проекта «Почувствуй запах! Аромат искусства», в котором участвует несколько музеев Бремена.


Столы власти. История престижных трапез

Лувр в Лансе, Ланс, Франция
31 марта — 26 июля

Посетителей весенней выставки Лувра в Лансе «Столы власти» ждет рассказ о 5 тыс. лет из истории трапезы, которая зачастую служила, как отмечают в музее, «удобным случаем для демонстрации власти, иерархии и искусства протокола». В экспозицию войдет почти 400 объектов — от роскошных столовых приборов и настольных украшений до картин и скульптур, изображающих пышные пиры, в том числе древнеегипетский ритон в форме льва, древнегреческие сосуды с изображением изобильных трапез, блюдо эпохи Возрождения, сделанное из раковины наутилуса и позолоченного серебра. В числе экспонатов также месопотамский известняковый барельеф со сценой трапезы в присутствии музыканта, играющего на арфе рядом с козой и коровой (которых, возможно, скоро съедят), фотография британского короля Эдуарда VII на банкете в Елисейском дворце в 1905 году, меню приема во время визита президента США Джорджа Буша-младшего в Париж в 2008 году. Богатая пища для размышлений и настоящее визуальное пиршество.


Автомания

Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
4 июля 2021 — 2 января 2022

Ударим по газам на летней выставке нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), посвященной изобретению, которое, кажется, неразрывно связано с самой идеей Америки. Этот символ свободы и развитого капитализма завоевал страну в ХХ веке, когда США стали во главе автомобильного бума благодаря Ford Model T, первой машине в массовом производстве, и сделали автомобиль символом успеха в популярной культуре (Китай, численность населения которого больше американского на целый миллиард, обогнал США и стал крупнейшим в мире покупателем машин лишь в 2009 году). «Автомания» расскажет о влиянии автомобилей не только на пейзаж Америки, ее малые и большие города, но и на душу страны. На выставке будут представлены детали автомобилей, их модели и пять машин в скульптурном саду MoMA, в том числе лупоглазый седан Citroën DS 23 (выпускался в 1955–1975 годах), недавно приобретенный музеем. В экспозицию войдут разнообразнейшие произведения искусства — от «Автомобилиста» (1898) Анри Тулуз-Лотрека и яркой литографии дизайнера Люсьена Бернхарда до фотографий автомобильных фабрик, сделанных Маргарет Бурк-Уайт в 1930-е годы, а также шелкографии Энди Уорхола «Оранжевая автокатастрофа четырнадцать раз» (1963).


Мисс Клара и знаменитые звери в искусстве. 1500–1860

Институт изящных искусств Барбера, Бирмингем, Великобритания
12 ноября 2021 — 27 февраля 2022

Индийская красавица Мисс Клара прибыла в Роттердам в 1741 году и совершила турне по Европе, вызывая восхищение королей, королев и простого народа — в ее честь даже назвали корабль Военно-морских сил Франции. У нее была очень толстая кожа, что необходимо, если вы постоянно в центре внимания. А все потому, что Мисс Клара была носорогом. Организаторы небольшой выставки в Институте изящных искусств Барбера в Бирмингеме использовали приписываемую Петеру Антону фон Вершафельту бронзовую скульптуру «Носорог по имени Мисс Клара» (1738–1758) из собственной коллекции музея, чтобы поговорить о носорогах, слонах и бегемотах, чья слава гремела по всей Европе в XVI–XIX веках. Среди других толстокожих звезд экспозиции — бегемот Обайша в виде скульптуры, сделанной вскоре после того, как в 1849 году животное прибыло в Лондон в качестве подарка королеве Виктории, и слоны, в том числе слониха Ханскен, которую зарисовал Рембрандт, и слон Ханно, подаренный королем Португалии Мануэлом I папе Льву X. Это было уже не первое крупное экзотическое животное Мануэла: он также получил из Индии самого узнаваемого во всей истории искусства носорога, изображенного на гравюре Альбрехта Дюрера (1515). Широко известно, что Дюрер не видел его собственными глазами и создал гравюру, опираясь на рисунки и описание. Мануэл I отправил в подарок Льву X и носорога, но гигант утонул вместе с кораблем во время шторма.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+