Покрутить, полизать и понюхать: самые необычные выставки 2021 года

Чем пахнет амстердамский канал и какова на вкус земля, как пиры повлияли на французскую культуру, а автомобили — на американскую и что рассказывают обороты картин

Среди сотен выставок, которые должны пройти в 2021 году, мы и наши английские коллеги выбрали самые странные, привлекающие внимание любопытной темой, необычным содержанием или новаторской интерпретацией экспозиционных практик.

Все наоборот!

Московский музей современного искусства в Ермолаевском, Москва, Россия
До 11 апреля

Хаим Сокол. «Доска объявлений». 2014. Фото: MMOMA
Хаим Сокол. «Доска объявлений». 2014.
Фото: MMOMA

Музей сам любезно проделал то, о чем мечтает (и не может сделать) зритель, — заглянул за оборот картины. И чего только там не обнаружилось! И следы профессиональной деятельности хранителей и реставраторов, и пункты биографии картин, и секретные приемы художников. Отдельные работы посвящены идее пространства «за холстом», экспериментам с форматом картины и с традиционной концепцией создания и разрушения иллюзии глубины в произведении на плоскости. Принципом отбора стали первые впечатления куратора Катерины Зайцевой от обнаруженных в музейных фондах экспонатов с изображениями на обороте. Полноценное исследование и описание этих артефактов еще впереди, а пока они впервые «выходят в свет», снабженные краткими кураторскими ремарками. В экспозиции представлены работы начала ХХ — начала XXI веков, от Александра Родченко и Александра Лабаса до Хаима Сокола и Таус Махачевой.


Патриция Пиччинини. Инструменты жизни

Арт-центр Kai, Таллин, Эстония
До 25 апреля

Патриция Пиччинини. «Уборщик». 2019. Фото: courtesy of the artist
Патриция Пиччинини. «Уборщик». 2019.
Фото: courtesy of the artist

Поразительно реалистичные причудливые полулюди-полуживотные, которых создает австралийская художница Патриция Пиччинини, пять лет назад стали хитом в Бразилии, и ее выставка в Рио-де-Жанейро даже возглавила список самых посещаемых выставок современного искусства The Art Newspaper за 2016 год. В 2019 году работы Пиччинини можно было увидеть в Москве, в Музее современного искусства «Гараж» на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Новая экспозиция художницы, открывшаяся в Таллине, объединила работы, созданные в последние два десятилетия — от «Большой матери» (2005) до человекообразной черепахи с футуристичным панцирем, носящей название «Уборщик» (2019). На производство каждой из гиперреалистичных скульптур с использованием силикона, стеклопластика и натуральных человеческих волос уходит около года. Художница надеется, что ее сверхъестественные создания заставят человечество задуматься о том, куда нас толкают генетические модификации и биотехнологии. «Я надеюсь, что эта выставка даст повод для множества интересных дискуссий и впечатлений», — цитирует ее пресс-релиз. Ничуть не сомневаемся, впечатлений даже от фотографий хватает.


«Музей съедобной земли» Маши Ру

Центр творческих индустрий «Фабрика», Москва, Россия
До 21 февраля

Маша Ру. «Музей съедобной земли». Фото: uturef.org
Маша Ру. «Музей съедобной земли».
Фото: uturef.org

Художницу Машу Ру привлекла геофагия, а именно феномен поедания земли и тому подобных субстанций. Эта практика издавна считалась духовной и целительной в ряде стран Африки, Азии и Южной Америки. Проект «Музея съедобной земли» родился в 2012 году, а сейчас его коллекция насчитывает около 400 видов земли, собранных в поездках по разным странам. Например, в Индонезии, Суринаме и Нигерии, где кучки глины и мела продаются на местных рынках как продукты. Спрос порождает предложение — теперь такие субстанции можно найти и в интернет-магазинах. Выставка в ЦТИ «Фабрика» бросает вызов традиционным представлениям о том, что считается съедобным, — а также о том, что может быть выставкой. Зрители сами смогут попробовать различные образцы глины и обсудить с художницей феномен геофагии.


Мимолетное. Запахи в цвете

Маурицхейс, Гаага, Нидерланды
11 февраля — 6 июня

Михиль и Питер ван Миревельт. «Урок анатомии доктора ван дер Мера». 1617. Фото: Museum Prinsenhof
Михиль и Питер ван Миревельт. «Урок анатомии доктора ван дер Мера». 1617.
Фото: Museum Prinsenhof

Вам когда-нибудь случалось задуматься о том, как на самом деле пахнут натюрморты? Или, например, о том, не стоял ли в этом очаровательном пасторальном пейзаже густой запах навоза? Маурицхейс собирается оживить картины нидерландских художников XVII века при помощи специальных ароматических диспенсеров на новой выставке «Мимолетное. Запахи в цвете». Причем запахи будут самые разные — от «ни с чем не сравнимой вони» амстердамских каналов с таких полотен, как «Вид на Аудезейдс-Ворбюргвал с Аудекерк в Амстердаме» (около 1670) Питера ван дер Хейдена, до аромата цветов и переспелых фруктов с «Натюрморта с цветами и фруктами» (1670) Абрахама Миньона. Благодаря развитию торговых путей Европу в XVII столетии наводнили экзотические запахи из самых разных уголков света. Из Азии импортировались перец, гвоздика, корица и мускатный орех, из Америки — набиравший популярность табак. Картины вроде «Бакалейной лавки» (1717) Виллема ван Мириса изображают этот ассортимент и предлагают зрителям представить себе, что они находятся в переполненной ароматами лавке. Неприятные запахи — например, те, что источает труп, препарируемый на «Уроке анатомии доктора ван дер Мера» (1617) Михиля и Питера ван Миревельтов, — часто скрывали при помощи наполненных духами «помандеров» (в экспозицию войдут и образцы этих изящных серебряных предметов).

Тем временем в Германии Кунстхалле Бремена собирается провести выставку, посвященную историческим изображениям запахов. В числе прочих произведений в нее войдут гравюра XVIII века Ричарда Ирлома, изображающая рыбный рынок с голодным морским львом, замысловатые натюрморты Барбары Регины Дицш (1706–1783), а также ольфакторная инсталляция современного колумбийского художника Освальдо Масии. Выставка «Обонять глазами. Изображения запахов со времен Ренессанса» (8 мая — 15 августа) пройдет в рамках проекта «Почувствуй запах! Аромат искусства», в котором участвует несколько музеев Бремена.


Столы власти. История престижных трапез

Лувр в Лансе, Ланс, Франция
31 марта — 26 июля

Неизвестный автор. «Вкус». Из цикла «Пять чувств». Копия с гравюры Абрахама Босса. После 1635. Фото: RMN-Grand Palais/image RMN-GP
Неизвестный автор. «Вкус». Из цикла «Пять чувств». Копия с гравюры Абрахама Босса. После 1635.
Фото: RMN-Grand Palais/image RMN-GP

Посетителей весенней выставки Лувра в Лансе «Столы власти» ждет рассказ о 5 тыс. лет из истории трапезы, которая зачастую служила, как отмечают в музее, «удобным случаем для демонстрации власти, иерархии и искусства протокола». В экспозицию войдет почти 400 объектов — от роскошных столовых приборов и настольных украшений до картин и скульптур, изображающих пышные пиры, в том числе древнеегипетский ритон в форме льва, древнегреческие сосуды с изображением изобильных трапез, блюдо эпохи Возрождения, сделанное из раковины наутилуса и позолоченного серебра. В числе экспонатов также месопотамский известняковый барельеф со сценой трапезы в присутствии музыканта, играющего на арфе рядом с козой и коровой (которых, возможно, скоро съедят), фотография британского короля Эдуарда VII на банкете в Елисейском дворце в 1905 году, меню приема во время визита президента США Джорджа Буша-младшего в Париж в 2008 году. Богатая пища для размышлений и настоящее визуальное пиршество.


Автомания

Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
4 июля 2021 — 2 января 2022

Люсьен Бернхард. Bosch. 1914. Фото: MoMA/The Lauder Foundation/Leonard and Evelyn Lauder Fund
Люсьен Бернхард. Bosch. 1914.
Фото: MoMA/The Lauder Foundation/Leonard and Evelyn Lauder Fund

Ударим по газам на летней выставке нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), посвященной изобретению, которое, кажется, неразрывно связано с самой идеей Америки. Этот символ свободы и развитого капитализма завоевал страну в ХХ веке, когда США стали во главе автомобильного бума благодаря Ford Model T, первой машине в массовом производстве, и сделали автомобиль символом успеха в популярной культуре (Китай, численность населения которого больше американского на целый миллиард, обогнал США и стал крупнейшим в мире покупателем машин лишь в 2009 году). «Автомания» расскажет о влиянии автомобилей не только на пейзаж Америки, ее малые и большие города, но и на душу страны. На выставке будут представлены детали автомобилей, их модели и пять машин в скульптурном саду MoMA, в том числе лупоглазый седан Citroën DS 23 (выпускался в 1955–1975 годах), недавно приобретенный музеем. В экспозицию войдут разнообразнейшие произведения искусства — от «Автомобилиста» (1898) Анри Тулуз-Лотрека и яркой литографии дизайнера Люсьена Бернхарда до фотографий автомобильных фабрик, сделанных Маргарет Бурк-Уайт в 1930-е годы, а также шелкографии Энди Уорхола «Оранжевая автокатастрофа четырнадцать раз» (1963).


Мисс Клара и знаменитые звери в искусстве. 1500–1860

Институт изящных искусств Барбера, Бирмингем, Великобритания
12 ноября 2021 — 27 февраля 2022

Петер Антон фон Вершафельт (приписывается). «Носорог по имени Мисс Клара». 1738–1758. Фото: The Barber Institute of Fine Art
Петер Антон фон Вершафельт (приписывается). «Носорог по имени Мисс Клара». 1738–1758.
Фото: The Barber Institute of Fine Art

Индийская красавица Мисс Клара прибыла в Роттердам в 1741 году и совершила турне по Европе, вызывая восхищение королей, королев и простого народа — в ее честь даже назвали корабль Военно-морских сил Франции. У нее была очень толстая кожа, что необходимо, если вы постоянно в центре внимания. А все потому, что Мисс Клара была носорогом. Организаторы небольшой выставки в Институте изящных искусств Барбера в Бирмингеме использовали приписываемую Петеру Антону фон Вершафельту бронзовую скульптуру «Носорог по имени Мисс Клара» (1738–1758) из собственной коллекции музея, чтобы поговорить о носорогах, слонах и бегемотах, чья слава гремела по всей Европе в XVI–XIX веках. Среди других толстокожих звезд экспозиции — бегемот Обайша в виде скульптуры, сделанной вскоре после того, как в 1849 году животное прибыло в Лондон в качестве подарка королеве Виктории, и слоны, в том числе слониха Ханскен, которую зарисовал Рембрандт, и слон Ханно, подаренный королем Португалии Мануэлом I папе Льву X. Это было уже не первое крупное экзотическое животное Мануэла: он также получил из Индии самого узнаваемого во всей истории искусства носорога, изображенного на гравюре Альбрехта Дюрера (1515). Широко известно, что Дюрер не видел его собственными глазами и создал гравюру, опираясь на рисунки и описание. Мануэл I отправил в подарок Льву X и носорога, но гигант утонул вместе с кораблем во время шторма.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+