18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самые ожидаемые выставки 2021 года в мире

Среди самых интересных выставок наступившего года — блокбастеры Вермеера и Боттичелли, а также большие ретроспективы Джаспера Джонса и Яёи Кусамы

Рабство

Рейксмузеум, Амстердам

Рейксмузеум представит обзор 250-летней истории колониализма на четырех континентах. Выставка «Рабство», исследующая пути транспортировки невольников через Атлантический и Индийский океаны, будет выстроена вокруг десятка исторических фигур, в числе которых и рабовладельцы, и рабы, и борцы против этой системы. Экспозиция объединит 140 самых разных объектов — от кандалов и орудий, использовавшихся рабами на плантациях, до предметов роскоши, как, например, портреты наследника сахарозаводов и его жены или золотая шкатулка Голландской Вест-Индской компании, подаренная Вильгельму IV.

12 февраля — 30 мая


Эпический Иран

Музей Виктории и Альберта, Лондон

Эпическая по названию и по сути, эта выставка рассказывает о 5 тысячелетиях иранской истории в 350 экспонатах. Монументальная сама по себе, выставка столкнулась со множеством препятствий, начиная с финансовых трудностей, связанных со скандалом вокруг семьи Саклеров (которых многие считают виновниками американского опиоидного кризиса), и роста напряженности в отношениях между Ираном и США и заканчивая переносом ее открытия, которое должно было состояться еще в минувшем году. Десять разделов выставки с «иммерсивным дизайном» перемещают зрителя в город с воротами, садами, дворцом и библиотекой. Приняв за отправную точку 3200 год до н.э., выставка рассказывает о древней Персидской империи, государстве Сасанидов и зороастризме, распространении ислама и династии Каджаров. Последний раздел содержит произведения модернистов и современных художников Ирана, в том числе Ширин Нешат, Парвиза Танаволи и Монир Фарманфармаян. Важное место отведено и литературе: один из разделов посвящен поэзии и тому, как она представлена в манускриптах, другой — эпической поэме XI века «Шахнаме» Фирдоуси. Кроме того, в экспозицию войдут недавно отреставрированные гипсовые копии фризов с фигурами воинов в натуральную величину, которые украшали дворец Дария более двух тысячелетий тому назад.

13 февраля — 30 августа


Путешествия Дюрера. Пути художника эпохи Возрождения

Национальная галерея, Лондон; Музей Сюрмонда — Людвига, Ахен

Во времена, когда путешествия были сложным, опасным и дорогим предприятием, Альбрехт Дюрер не сидел на месте. На рубеже XV–XVI веков он исколесил всю Европу, изучая новые идеи и техники, обзаводясь связями с другими художниками и клиентами. Организаторы выставки в лондонской Национальной галерее впервые анализируют роль поездок Дюрера в Италию и Нидерланды в его творчестве и в более широком контексте. На выставке будут представлены небольшие наброски, которые художник делал серебряным карандашом во время путешествий, зарисовывая пейзажи, растения, животных и людей (а также записка о том, что у его жены украли сумочку). Многие из работ будут показаны в Соединенном Королевстве впервые. Одним из центральных экспонатов станет картина «Христос среди учителей» (1506) из Музея Тиссен-Борнемиса. Дюрер написал эту композицию с окружающими юного Мессию седыми головами в Венеции, где работал над алтарем. Подпись на картине гласит: “opus quinque dierum” — характерная для Дюрера бравада, сообщающая зрителю, что на ее создание художник потратил всего пять дней. Летом проект, дополненный новыми экспонатами, покажут в Музее Сюрмонда — Людвига в Ахене.

Лондон: 6 марта — 13 июня; Ахен: 18 июля — 24 октября


Яёи Кусама. Ретроспектива

Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; Музей искусства, Тель-Авив

В рамках открывающейся этой весной в Берлине первой в Германии ретроспективы Яёи Кусамы воссоздадут шесть ее ключевых выставок, состоявшихся с 1952 по 1983 год. Реконструкции покажут, как на протяжении вот уже семи десятилетий японская художница работает с пространством и разнообразными техниками. Наряду с абсолютно новой «Бесконечной зеркальной комнатой», созданной специально для этого проекта, в экспозицию войдут и менее известные ранние работы, в том числе «Скопление трупов» («Заключенный, окруженный завесой деперсонализации») (1950) и коллаж из фальшивых долларовых купюр «Без названия» (около 1962–1963), напоминающий творчество Энди Уорхола, а также документация обнаженных перформансов, в том числе антивоенного хеппенинга 1968 года на Бруклинском мосту в Нью-Йорке. Осенью выставка переедет в Тель-Авив. А в Лондоне в Тейт Модерн наконец-то заработает годовая экспозиция двух «Бесконечных зеркальных комнат», открытие которой в прошлом году несколько раз переносили из-за пандемии (29 марта 2021 — 27 марта 2022).

Берлин: 19 марта — 1 августа; Тель-Авив: 2 ноября 2021 — 23 апреля 2022


Вермеер. Об отражении

Картинная галерея старых мастеров, Дрезден

Несмотря на то что на выставке Яна Вермеера в Картинной галерее старых мастеров будут представлены такие важные работы из зарубежных собраний, как «Женщина в голубом, читающая письмо» (около 1663) из амстердамского Рейксмузеума и «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672) из лондонской Национальной галереи, настоящей звездой экспозиции станет картина из городской коллекции Дрездена. В ходе недавней реставрации и расчистки на полотне «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657) была раскрыта «картина в картине». Хотя спрятанную фигуру Купидона обнаружили еще несколько десятилетий назад благодаря рентгенографии, долгое время считалось, что ее записал сам художник. Однако свежее исследование показало, что изображение было записано через много лет после смерти Вермеера. Поэтому в 2017 году реставраторы начали аккуратно удалять слои краски и раскрыли обнаженную фигуру, скрытую от глаз на протяжении последних 250 лет. Десять полотен Вермеера будут представлены в контексте более 40 произведений других нидерландских мастеров жанровой живописи, в том числе Питера де Хоха.

19 марта — 27 июня


Софи Тойбер-Арп. Живая абстракция

Художественный музей, Базель; Тейт Модерн, Лондон; Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

В значительной степени недооцененная художница Софи Тойбер-Арп известна в первую очередь как создательница геометрических абстракций и участница группы дадаистов, в которую она входила вместе с мужем — немецко-французским скульптором Хансом (Жаном) Арпом. Организаторы большой передвижной ретроспективы, которая стартует в Художественном музее Базеля, продолжится в лондонском Тейт Модерн и завершится в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, поставили перед собой задачу рассказать о вкладе Софи Тойбер-Арп в историю абстракции. Художница изучала текстильный дизайн, декоративно-прикладное искусство и танец, а позднее стала одной из ключевых фигур в цюрихском клубе дадаистов «Кабаре Вольтер». Она сотрудничала с Арпом и другими выдающимися деятелями искусства, в числе которых были Марсель Дюшан, Жан Кокто и Тристан Тцара. В середине 1920-х Тойбер-Арп развивала свой фирменный конструктивистский стиль, создавая яркие композиции, содержащие закодированные отсылки к космическим символам и возвышенному. В выставку войдет около 400 вещей — от ранних архитектурных и интерьерных заказов до абстрактных рисунков, созданных незадолго до скоропостижной смерти художницы в 1943 году.

Базель: 20 марта — 20 июня 2021; Лондон: 15 июля — 17 октября 2021; Нью-Йорк: 21 ноября 2021 — 12 марта 2022


Джорджия О’Кифф

Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; Центр Помпиду, Париж; Фонд Бейелера, Базель

В отличие от США, где творчество Джорджии О’Кифф изучено во всех подробностях, в Европе ей было посвящено относительно мало крупных исследований. Теперь, благодаря готовящейся ретроспективе, европейские зрители смогут узнать больше о жизни и творчестве О’Кифф, ведущей фигуры американского модернизма. Выставка откроется в испанском Музее Тиссен-Борнемиса, затем переедет во Францию, в Центр Помпиду, а после — в Фонд Бейелера в Швейцарии. Поскольку во всех трех городах творчество Джорджии О’Кифф в таком объеме будет экспонироваться впервые, для выставки отобрали около 80 произведений, что позволит максимально представить ее долгий творческий путь. В число экспонатов войдут «Нью-йоркская улица с луной» (1925), первая в серии городских пейзажей, и «Дурман» («Белый цветок № 1») (1932), самая дорогая картина художника-женщины, проданная на аукционе. Особенно долгожданной эта выставка будет для Музея Тиссен-Борнемиса, в собрании которого находится пять картин О’Кифф — больше, чем где-либо за пределами Соединенных Штатов. Кроме того, этот показ станет своего рода возвращением художницы в Испанию, куда она приезжала дважды в 1950-х годах.

Мадрид: 20 апреля — 8 августа 2021; Париж: 8 сентября — 6 декабря 2021; Базель: 23 января — 22 мая 2022


Нерон

Британский музей, Лондон

Был ли на самом деле Нерон (37–68 гг. н.э.) тем маньяком-матереубийцей, каким он представлен в учебниках истории, или расхожие представления об этом римском императоре — не что иное, как античная версия «фейковых новостей»? Этот и другие вопросы будут рассматриваться на выставке Британского музея, посвященной знаменитому императору из династии Юлиев-Клавдиев. «Поразительно, как много из того, что мы думаем, что знаем о Нероне, исходит из откровенно неприязненно настроенных к нему источников, — говорит куратор выставки Торстен Оппер. — В конечном итоге победила точка зрения крайне враждебного по отношению к нему круга элиты». Выставка прослеживает историю жизни и правления Нерона, анализируя факторы, стоявшие за ключевыми событиями, и то, как они впоследствии воспринимались. Связанные с его правлением темы, в том числе мотивы зрелищ и семьи, исследуются в более чем 200 экспонатах — от скромных помпейских граффити до артефактов, пострадавших во время Великого пожара Рима 64 года н.э. «Мы поставили перед собой задачу не искать „хорошего“ Нерона за стереотипным „монстром“, а продемонстрировать, что существовали разные точки зрения и нарративы, — говорит Оппер. — Историей манипулируют, и нужно понимать, почему и как это происходит».

27 мая — 24 октября


Барбара Крюгер. «Думая о тебе, то есть о себе, то есть о тебе»

Чикагский институт искусств, Чикаго; Художественный музей округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес

Ретроспектива американской художницы-концептуалистки Барбары Крюгер, больше всего известной своими прямолинейными политическими коллажами, сочетающими визуальные изображения и текст, включает произведения, созданные в последние четыре десятилетия, и исследует роль художницы в развитии феминистской критики культуры. В экспозицию, названную так же, как работа Крюгер «Думая о тебе, то есть о себе, то есть о тебе» (2019), войдут коллажи, инсталляции, видео и редкие произведения 1980-х. В Чикаго выставка буквально вырвется на улицы: работы Крюгер можно будет увидеть на рекламных щитах, автобусах и билетах на общественный транспорт — своеобразная отсылка к ранним уличным интервенциям художницы, когда она расклеивала по городу броские афоризмы, в которых поднимала темы, связанные с политикой, консюмеризмом и телесностью.

Даты будут известны позднее


«Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства»

Фонд Louis Vuitton, Париж

Работы из коллекции Михаила и Ивана Морозовых хоть и едут в Париж после Петербурга, но это никак нельзя считать гастролью выставки Государственного Эрмитажа. Это отдельная экспозиция, созданная специально для Фонда Louis Vuitton. Потом коллекция отправится в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (октябрь 2021 — март 2022). Курировать морозовскую выставку пригласили Анну Бальдассари, автора выставочного блокбастера в Фонде Louis Vuitton «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина», который в 2017 году установил новый мировой музейный рекорд — более 1,2 млн посетителей. Если Щукина и его коллекцию Бальдассари представляла как явление исключительное, то с Морозовыми она немного меняет фокус, а также акцентирует русскую составляющую (которую обеспечивают работы из Третьяковской галереи, Русского музея, и других музеев и частных коллекций).

Весна — лето 2021


Боттичелли

Музей Жакмар — Андре, Париж

Этой осенью в парижском Музее Жакмар — Андре откроется крупная ретроспектива гения эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. В нее войдут произведения из европейских и американских собраний, в том числе «Мадонна с Младенцем» (1467–1470) из Лувра, «Возвращение Юдифи в Ветилую» (1469–1470) из Художественного музея Цинциннати, «Юдифь, выходящая из шатра Олоферна» (1497–1500) из Рейксмузеума и «Портрет Джулиано Медичи» (1478–1480) из Академии Каррары. По словам Пьера Кюри, куратора выставки, Боттичелли предстанет как «дизайнер и глава одной из крупнейших мастерских Флоренции, которая, конечно, занималась живописью, но одновременно и рисунками для вышивки, инкрустацией, гравюрой, книжными иллюстрациями». Организаторы обещают показать, как художник сочетал создание уникальных живописных произведений с производством серийных работ, которые зачастую выполняли его многочисленные подмастерья, и как его мастерская превратилась в лабораторию идей и учебный центр, что было характерным явлением в Италии эпохи Возрождения. В экспозицию войдут произведения и других ведущих художников XV века, в том числе Андреа Верроккьо и Фра Филиппо Липпи.

10 сентября 2021 — 24 января 2022


Джаспер Джонс. Создание/Зеркало

Филадельфийский художественный музей, Филадельфия; Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк

Самая большая в истории ретроспектива Джаспера Джонса пройдет одновременно в двух музеях. Совместный проект Филадельфийского художественного музея и Музея американского искусства Уитни представляет собой двойную экспозицию, отсылающую к теме повторений и отражений в творчестве Джонса. «Галереи обеих площадок будут играть роль двойников, отражений и инверсий друг друга», — говорит куратор филадельфийского музея Карлос Басуальдо. Обе выставки будут построены по хронологическому принципу, обе включат в себя зал с реконструкцией важных ранних выставок Джонса, состоявшихся в 1960-е в галерее Лео Кастелли, и по паре тематических залов, посвященных самым известным мотивам художника — цифрам и флагам. В Филадельфии будут собраны вместе разные варианты его цифровой работы «От 0 до 9» (1961), а в Нью-Йорке цветные флаги будут висеть напротив их монохромных версий.

Нью-Йорк, Филадельфия: 29 сентября 2021 — 13 февраля 2022


Квир

Национальная галерея Виктории, Мельбурн

В выставку, которая обещает стать самым большим в истории Австралии показом квир-культуры, войдет около 300 произведений из коллекции Национальной галереи Виктории в Мельбурне. В соответствии с многогранностью и размытостью границ самого предмета выставки она не будет придерживаться какого-то строгого определения того, что такое «квир». Часть ее экспонатов — это работы квир-художников, в том числе перформансиста Ли Бауэри. Другая часть — документация историй квир-людей, как, например, «Без названия» («Обнимающиеся женщины») (1973) Понч Хоукс — фото двух женщин, одна из которых целует другую, на мероприятии Освободительного движения геев и лесбиянок. Внимание уделят и различиям в представлении о квирности в разные эпохи.

10 декабря 2021 — июнь 2022

* Многие выставки могут подпасть под ограничения в связи с распространением COVID-19 — перед посещением рекомендуем вам проверять информацию на сайтах музеев.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+