18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сирилл Виньерон: «Надо прислушиваться к малейшим вибрациям искусства»

№88
Материал из газеты

В преддверии выставки «Cartier: продолжая историю», которая откроется в Эрмитаже 21 февраля, глава Cartier рассказал о совместных проектах с музеями, переосмыслении наследия и вкусах нового поколения

За 173 года существования ювелирный Дом Cartier стал частью национальной и мировой культуры. Не только потому, что давно вписан в историю Франции, но и потому, что в Париже им создан один из важнейших центров современного искусства — Fondation Cartier pour l’art contemporain. Cartier показывал свои коллекции в музеях Москвы, Парижа, Пекина, Токио. Это и часть стратегии марки, и искреннее желание ее руководителей не потерять связь со временем и новыми поколениями. Об этом глава Cartier Сирилл Виньерон рассказал The Art Newspaper Russia.

В ХХ веке все главные направления в искусстве влияли на стиль Cartier. Изменилось ли это в XXI веке? И какую пользу могут принести современное искусство и Фонд Cartier ювелирам знаменитого традиционного 170-летнего дома?

В вашем вопросе есть ответ. Если в течение века художники влияли на ювелиров, почему сейчас должно быть иначе? Мы знаем, как важны были для семьи Картье и их мастеров формы абстрактных скульп­тур Бранкузи, геометризм холстов Мондриана или цвета композиций Кандинского. Мастера Cartier не только впитывали художественные влияния — они сами создавали стиль. В становлении ар-деко есть и вклад наших ювелиров. Конечно, художественный XXI век еще более дерзок, но мы стараемся не просто за ним наблюдать, удивляясь новым тенденциям, но и пытаемся создавать их. Точно так же, как Фонд Cartier не подтверждает, а рождает репутации.

Но ведь там выставляются не только молодые художники, но и признанные мастера — Жан-Поль Готье, ­Такеси Китано, Дэвид Линч, Такаси Мураками?

Эти мастера приходили к нам не с повторением пройденного — они ставили эксперименты. Мы хорошо знали кинематограф Китано и Линча, но здесь они выступали художниками — авторами картин, фотографий, коллажей. Жан-Поль Готье знаменит как модельер, но его выставка Pain Couture показывала наряды, выпеченные из хлеба. Известность Такаси Мураками, который стал сейчас во всех смыслах модным художником и нарасхват в известнейших модных Домах, начиналась именно с Фонда Cartier. Но столько же, если не больше, там говорят о почти неизвестных Европе культурных явлениях. Например, о современных художниках Конго на выставке Congo Kitoko или о мастерах Латинской Америки на выставке Southern Geometries, from Mexico to Patagonia. Не менее важны проекты о связи искусства и науки, живописи и биологии, графики и математики.

Но в чем связь выставочного фонда на бульваре Распай с ювелирными мастерскими на Вандомской площади?

Деятельность Fondation Cartier не имеет никакого отношения к нашим коммерческим интересам. Задача другая. Все им найденное не переносится напрямую в ювелирный дизайн, но дает нам возможность быть открытыми миру. Мы способны ощущать происходящее не столько коллективным разумом, сколько коллективным чувством, иметь множество источников вдохновения. Надо прислушиваться к малейшим вибрациям современного искусства, архитектуры. Ювелирное искусство к этому чувствительно, оно бывает и абстрактным, и фигуративным, почти литературным. Я приведу вам пример недавней коллекции [Sur]naturel, в которой мы изобретали новые формы, не существующие в природе, но с нею связанные. Так действовали художники начиная с эпохи Возрождения: не надо копировать старый мир — надо изобрести новый, чтобы понять, как он устроен.

Помимо таких вещественных и материальных живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна, вы поддерживаете и другие, более эфемерные культурные события. Пусть Cartier не обойтись без современного искусства, но зачем вам балет и музыка? Чему они вас учат, чем помогают?

Музыка и танец, классический балет — это величайшие примеры того, как в Домах, которые живут не первый век, умеют постоянно реинтерпретировать, переизобретать свое наследие. Так делают балетные театры, так живет музыка. Я говорю даже не об исполнительском мастерстве, без которого музыки нет вообще. «Хорошо темперированный клавир» Баха через сотни лет отзывается в прелюдиях Шостаковича. Откуда у Мендельсона, Сезара Франка, Шостаковича, Прокофьева столько общего с немцем из XVIII века? Когда мы реинтерпретируем нашу ювелирную и часовую классику, мы тоже думаем о великих художественных примерах. Да, из музыки нельзя заимствовать ни цвета, ни формы, тем драгоценнее она в философии осмысления прошлого.

Насколько сохранилась вещественная история Cartier? Я знаю, что вы заботитесь о том, чтобы в вашей коллекции были представлены все основные стили Дома.

Cartier — один из немногих больших ювелирных Домов, которые не останавливали работу в ХХ веке. Уже тогда он стремился стать международным, потому что существовали три центра производства с собственными художественными и культурными особенностями — в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В этой захватывающей истории смелости и мастерства, по счастью, сохранились почти все главы. Мы в Cartier собрали и отреставрировали вещи, которые создают единственный в своем роде ансамбль, представляющий вершины декоративного искусства ХХ века.

За последние 30 лет вы показали более 30 выставок ваших исторических коллекций. Они гостили у нас в Музеях Московского Кремля, побывали в Китае и Японии. Зачем вы тратите на это силы, время, средства?

Мы работаем с крупнейшими музеями мира, которые берут у нас коллекции для показа. Часто это не наша инициатива, мы не настаиваем и не командуем. Но музейные кураторы знают, что наши шедевры очень востребованы публикой. Парадоксально, но, чем более они редки, уникальны и дороги, тем более притягательны для массового зрителя. В 2019 году выставку «Переходя границы» во дворце-музее Запретного города в Пекине посмотрело 600 тыс. посетителей за два месяца.

Каждый раз у выставки собственная цель и новый адресат. Но главный герой экспозиции все же всегда Cartier?

Мы гордимся своей историей, но не выпячиваем ее на первый план. В Токио выставка «Кристаллизация времени» рассказывала не только о Cartier, но и о философии и мистике ювелирного искусства. Она говорила и о том, как создаются те элементы, с которыми работают ювелиры, откуда берутся в нашем мире золото и платина, как рождаются драгоценные камни, которым миллионы лет. С этой, «божественной» точки зрения наша компания — ребенок; в масштабе истории минералов нет разницы, сделано ли это колье вчера или 170 лет назад. А теперь мы будем участвовать в выставке в Музее декоративных искусств в Париже, посвященной влиянию исламского искусства, геометрического, нефигуративного. Это было близко мастерам Cartier, работавшим для заказчиков с Востока и многое перенимавшим в их традиционных культурах.

Как вы ладите с новыми поколениями — «миллениалами», «зумерами» и прочими «людьми икс». Они носят ваши часы и украшения? Или смартфон им роднее?

Давайте посмотрим на цифры. Многие, как и вы, думают, что ювелирное искусство адресовано только старшим поколениям. Нет! У нас 55% клиентов по всему миру младше 38 лет. В Китае эта доля еще больше — 70%, на Ближнем Востоке — 75%. Запуск часов Cartier Panthère сопровождался огромным успехом у этой публики; новые часы Pasha de Cartier покупают молодые; наш браслет Love остается бестселлером. В Китае 25% клиентов принадлежит как раз к поколению Z, мы для них — молодая динамичная марка, а не памятник культуры. Спросите у них, когда был придуман браслет Juste un Clou, наш знаменитый «Гвоздь». Вам ответят: «Года три назад?» А ведь он существует полвека! Стиль Cartier не стареет. Дело не в возрасте конкретной модели, а в том, чтобы дизайн, рисунок, пропорции трогали сердца так же, как и 100 лет назад. Говорить с молодежью и вправду надо по-другому, идти к ним лучше через социальные сети, через смартфон. Но их смартфон постареет через год, а наш Juste un Clou останется гвоздем сезона на десятилетия вперед. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
6
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+