Современный российский дизайн в пяти предметах

Во Всероссийском музее декоративного искусства последнюю неделю работает выставка «Придумано и сделано в России», представляющая современный отечественный дизайн

Это итоговая выставка конкурса, который Центр моды и дизайна (входящий в состав Всероссийского музея декоративного искусства) проводит раз в два года. Первый состоялся в 2018-м, второй пришелся на карантинный 2020-й. Вопреки обстоятельствам, он собрал рекордные 1122 заявки из 90 городов, в шорт-лист вошло 135 работ, из которых сформировали выставку. Победителей определило международное жюри, объединившее в том числе хранителя фонда дизайна, архитектуры и цифровых технологий Музея Виктории и Альберта Кристофера Тернера, куратора и хранителя Рейксмузеума Сюзанну ван Лёвен, директора Музея дизайна Vitra Матео Криса, руководителя бюро Speech Сергея Чобана и других.

Выставка показывает, как окреп отечественный дизайн. В нашей стране практически нет промышленного дизайна, так как сама промышленность находится не в лучшем состоянии. В то же время мировой предметный дизайн дрейфует в сторону искусства — ценятся сделанные вручную, единичные или выпущенные ограниченным тиражом мебель, фарфор, стекло, осветительные приборы. На этом поле, где главное — свежая дизайнерская идея, а не количество произведенных вещей, русские мастера все более конкурентны. Мы выбрали на выставке пять оригинальных предметов.

Диван «Солера»
Автор: Олег Ковалев (Москва)

Олег Ковалев. Диван «Солера». Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Олег Ковалев. Диван «Солера».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Продукция студии Smart Balls, которая уже десять лет работает на ниве производства бескаркасной мебели. За это время их мебель приобрела если не каркас, то жесткую структуру и пластическую четкость. Ну а поп-артистской яркостью эти объекты обладали всегда. «„Три валика, сшитые вместе. Нет ничего проще!“ — скажет зритель. И мы воспримем это как похвалу, — комментируют дизайнеры. — Задача была именно такая, пифагорейская — сделать максимально простой и четкий, очищенный от всего лишнего контур сиденья, сведенный до первичных форм. Чистая идея, но на ней еще и очень удобно сидеть».

Вазы «Из земли»
Автор: Марина Акилова (Нижний Новгород)

Марина Акилова. Вазы «Из земли». Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Марина Акилова. Вазы «Из земли».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Марина Акилова — дочь художников, преподаватель, а еще активный блогер, ее работы легко найти в социальных сетях. В том числе и поэтому дизайнер стала победительницей народного голосования на сайте конкурса. На выставку отобрали самые зрелые и лаконичные ее вещи, без фольклорных излишеств. Они легко впишутся в минималистичный современный интерьер. «Глина была выкопана во псковских полях, и мне очень хотелось передать в этом проекте простую красоту древней псковской архитектуры, — поясняет художник, — всю эту настоящую русскую самобытную мощь. И при этом показать актуальность ручной керамики».

Настольная лампа Luchina
Автор: Кирилл Кошурников (Киров)

Кирилл Кошурников. Настольная лампа Luchina. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Кирилл Кошурников. Настольная лампа Luchina.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Десять лет назад дизайнер посылал свои эскизы на конкурс символа сочинской Олимпиады. Судя по всему, в родном Кирове Кирилл Кошурников будоражит ситуацию с дизайном, и его усилия хочется поддержать. Лампа Luchina, как он сам объясняет, это переосмысление древнерусских традиций на языке современного дизайна. Она стилизована под старинный крестьянский светильник — лучину, выполнена, как и ее древний прообраз, из дерева и металла, источником света в ней служат светодиоды, работающие от слаботочной сети. В деревянное основание лампы, помимо сенсорного выключателя, вмонтировано устройство для беспроводной зарядки смартфона.

Буфет «Модернист»
Автор: Егор Бондаренко (Москва)

Егор Бондаренко. Буфет «Модернист». Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Егор Бондаренко. Буфет «Модернист».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Фронтмен компании Polli Products Егор Бондаренко за один год стал лауреатом двух конкурсов, в том числе «АрхиWood», который тоже награждает за предметный дизайн, правда выполненный исключительно в дереве. Что касается вдохновленного архитектурой модернизма буфета, то он полностью рукодельный: сделан из дубовых реек сечением 20х20 мм и ламелей толщиной 5 мм, состоит из более 2 тыс. деталей. Все части соединены методом «вполдерева», то есть внахлест, а всего в буфете таких соединений 10 тыс.! Автор говорит, что ценит свободу. Может, поэтому его вещи так метафорически свободны, проницаемы для воздуха и света.

Светильники «Переплетение каменных нитей»
Авторы: Данил Карамушкин и Анна Иванова (Санкт-Петербург)

Данил Карамушкин, Анна Иванова. Светильники «Переплетение каменных нитей». Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Данил Карамушкин, Анна Иванова. Светильники «Переплетение каменных нитей».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Проект получил Гран-при. Керамические плафоны созданы по авторским моделям и напечатаны на 3D-принтере. Несмотря на как бы рукотворную неправильность и уникальность, они легко воспроизводимы в массовых масштабах. «Керамический плафон — новый вид продукта, — поясняют Данил Карамушкин и Анна Иванова, — симбиоз художественного замысла и технологичного воплощения. Для нас это не разовый творческий опыт. Мы готовы производить такие объекты в больших объемах, для покупателей разного достатка».

Всероссийский музей декоративного искусства
Придумано и сделано в России
До 10 февраля

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+