18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Как спасали камни Чудова монастыря

Специалисты Центра имени Грабаря провели уникальные работы с предметами из археологических раскопок Чудова монастыря в Кремле

Новый музей археологии Чудова монастыря в Московском Кремле  — беспрецедентный для России пример экспозиции, где главным экспонатом является археологический раскоп. На этом месте когда-то стояли Чудов монастырь и его важнейшая часть — храм Чуда Архангела Михаила в Хонех. Монастырь был заложен в 1365 году святителем Алексием и взорван в 1929-м. Вызванный, чтобы спасти фрески, живописец и реставратор Павел Корин не успел ничего сделать — ни чертежей, ни обмеров не осталось. На месте уничтоженных Чудова и Воскресенского монастырей возвели 14-й административный корпус Кремля, который, в свою очередь, снесли в 2016 году, и на этом месте начал раскопки Институт археологии Российской академии наук. Сейчас законсервированный раскоп площадью около 500 кв. м перекрыт специальным стеклом, под ним видны котлованы погребов конца XII века, хозяйственные ямы, следы огородной копки и частоколов домонгольского времени, белокаменные фундаменты монастырских построек XV–XVI веков и саркофаги чудовского некрополя. В витринах представлены предметы из керамики и стекла, а фрагменты северного портала собора Чудова монастыря эффектно размещены на прозрачном стеклянном каркасе.

Большинство предметов, доступных сейчас взору посетителей, прошли через руки специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря. Как ни странно, реставраторы нечасто сталкиваются с архео­логическим материалом (предметами, поднятыми из земли); в данном случае им пришлось выполнять часть своих задач на месте, причем одновременно со строительными и монтажными работами. Реставрацию же саркофагов (их было 11, и еще 39 фрагментов портала) проводили в мастерских центра. 

«На первом этапе стояла задача антисептировать все найденные фрагменты камня, — говорит Татьяна Пименова, художник-реставратор второй категории. — Мы брали с поверхности биологические пробы, и в них нашлись разнообразнейшие плесени. Некоторые фрагменты были мокрые, с высолами (отложениями солей на поверхностях. — TANR). Мы их высушивали. Потом второй этап — обеспыливание и очистка. Делали всухую, боялись их мочить: белый камень пористый, и то, что внутри, могло снова ожить и выйти наружу. Внутри саркофагов попадались косточки, но это оказались случайные останки мелких животных».

«Многие саркофаги были развалены на большое число частей, их приходилось собирать как пазл, — добавляет заведующий мастерской полихромной, деревянной и каменной скульптуры Владимир Симонов. — Некоторые из них мы получили буквально в виде мешка с камнями. Сложность была и в том, что фрагменты не имели четких граней. При их подборе приходилось ориентироваться на толщину стенок (она неодинаковая, так как саркофаги вырубали вручную) и остатки орнамента». Кроме того, если собрать такой саркофаг полностью, его невозможно было бы транспортировать из-за огромного веса, так что решили составлять их из нескольких крупных частей уже на месте.

То, что архитектурные детали могли быть расписаны, — известный факт, однако на открытом воздухе краска просто не сохранялась. Хотя на фрагментах баз, консолей, дынек и архивольтов из раскопок Чудова монастыря все же обнаружилось остаточное узорочье. «Известняк — рыхлый камень, и нам надо было на этой пористой поверхности удержать, сохранить красочный слой, — уточняет Лидия Солоцинская, научный сотрудник центра. — Оказалось, что росписи многократно поновлялись — мы нашли до семи слоев краски».

Часть работ с камнем сотрудникам реставрационного центра пришлось проводить прямо в раскопе. Именно так Дмитрий Котов, заведующий сектором реставрации каменной скульптуры, и Александр Хохряков, художник-реставратор второй категории, работали с «салтыковской плитой» — надгробием, которое обнаружилось в основании колонны 14-го корпуса. После расчистки видневшейся части оказалось, что это надгробная плита Василия Глебовича Салтыкова, погибшего в Ливонии при взятии крепости Пайда в 1572 году. Этот и другие фрагменты архитектурных деталей и стен Чудова монастыря сейчас очищены, законсервированы, подсвечены и дополнены надписями на поверхности обзорного стекла.

Через руки Екатерины Шарковой, заведующей мастерской реставрации керамики и стекла, и ее коллег прошло более 300 мелких предметов, поднятых из раскопа, в основном XII–XIII веков. Среди них — кубик с насечками, вероятно предназначенный для гадания, каменная форма для отливки гирек, погремушка в виде птички, множество обломков — хорезмской фляги или керамики из Золотой Орды. Каждый из предметов не уникален, но вместе они говорят о широчайших торговых связях, по ним буквально восстанавливается картина мира той эпохи. 

Чтобы их воссоздать, пришлось применить новые технологические решения. Например, в одном из саркофагов обнаружили осколки тонкостенного немецкого стеклянного сосуда XVI века. Чтобы дать сосуду возможность стоять (сохранились только горлышко и донце), напечатали опору для него на 3D-принтере. Удалось собрать и горшок раннего железного века, осколки которого нашлись при раскопках. Он сделан ленточным способом, и до идеальной формы ему далеко; орнамент сверху неизвестный мастер середины I тысячелетия до н.э. накатал шишкой. После долгих совещаний решили заказать современному гончару аналогичный горшок из грубой керамики, на поверхности которого закрепили фрагменты оригинала. Теперь все эти предметы демонстрируются в витринах нового музея. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+