Путь всадника

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Мастер кабинетной скульптуры Василий Грачев стал героем каталога‐монографии

Василий Грачев. «Ямщицкая тройка, столкнувшая на обочину мужицкие розвальни на зимней дороге». Фото: частная коллекция
Василий Грачев. «Ямщицкая тройка, столкнувшая на обочину мужицкие розвальни на зимней дороге».
Фото: частная коллекция

Сама по себе эта книга может служить украшением стола коллекционера — огромная, с золотыми форзацами, толстой бумагой и отменным качеством печати. Она посвящена собранию кабинетной бронзы Бориса Ротенберга, предпринимателя и миллиардера, и сосредоточена на творчестве Василия Грачева (1831–1905). Статьи для каталога написаны Еленой Ельковой, искусствоведом, специалистом по металлу Государственного исторического музея, при помощи ее коллеги, филолога и историка Елены Юхименко. Это первый столь полный труд, посвященный Грачеву — скульптору, пребывавшему в тени своих блестящих современников Николая Либериха и Евгения Лансере.

Василий Грачев не оставил архива, упоминающие его документы скудны. Всего известно около полусотни моделей кабинетной скульптуры, подписанных им (или ему приписываемых). Частная коллекция Ротенберга дала исследователям шанс работать с максимально полным собранием отливок скульптора (в каталоге их 49). По-видимому, Грачев происходил из государственных крестьян и был в учениках у придворного мастера-чеканщика Андреева, а позже работал модельщиком у Овчинникова и Сазикова, владельцев крупнейших ювелирных фабрик. Сам Грачев подчеркивал отсутствие у него академического образования и заявлял: «Я самоучка, не учившийся нигде».

Елькова Е. Скульптор В.Я.Грачев и русская кабинетная бронза. М., 2019. 520 с., ил.
Елькова Е. Скульптор В.Я.Грачев и русская кабинетная бронза. М., 2019. 520 с., ил.

Он стал подписывать работы в конце 1870-х, когда начал сотрудничать с петербургской бронзовой фабрикой Карла Верфеля (тут в тексте интереснейшее отступ­ление о том, как развивалось закрепление авторского права скульпторов при коммерческой отливке изделий). Впрочем, и сам Грачев был не без греха: он иногда использовал модели популярнейшего Евгения Лансере, скульптора-«лошадника», отца знаменитого мирискусника. Хотя прямо никогда не копировал — скорее, вдохновлялся, создавал варианты. Пожалуй, его скульп­турные группы не столь артистичны, как у Лансере, и не столь выверенно графичны, как у Либериха, однако они подкупают точностью деталей и обаятельной смесью реалистичности с фантазийностью.

Некоторые из моделей Грачева пользовались огромной популярностью и отливались большими тиражами на протяжении ряда лет. «Прощание казака с казачкой» или конных «Линейных казаков», парных и одиночных, можно было увидеть чуть ли не в каждом кабинете русского врача, юриста, военного. Стоили подобные скульптуры дорого: конная фигура кабинетного размера оценивалась в 200 руб., а к концу столетия — и в 350 (для сравнения: бронзовый подсвечник стоил 3 руб., большой письменный прибор — до 75 руб.). Динамичные скульптурные группы Грачева с охотниками, солдатами или горцами (обязательно верхом) экспортировали в Британию и Германию. Скульптор между тем умер в бедности; ему никогда не было посвящено ни одного самостоятельного выставочного проекта. Публикация собрания Бориса Ротенберга дает возможность сделать первый шаг на этом пути, считают авторы книги.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+