Путь всадника

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Мастер кабинетной скульптуры Василий Грачев стал героем каталога‐монографии

Василий Грачев. «Ямщицкая тройка, столкнувшая на обочину мужицкие розвальни на зимней дороге». Фото: частная коллекция
Василий Грачев. «Ямщицкая тройка, столкнувшая на обочину мужицкие розвальни на зимней дороге».
Фото: частная коллекция

Сама по себе эта книга может служить украшением стола коллекционера — огромная, с золотыми форзацами, толстой бумагой и отменным качеством печати. Она посвящена собранию кабинетной бронзы Бориса Ротенберга, предпринимателя и миллиардера, и сосредоточена на творчестве Василия Грачева (1831–1905). Статьи для каталога написаны Еленой Ельковой, искусствоведом, специалистом по металлу Государственного исторического музея, при помощи ее коллеги, филолога и историка Елены Юхименко. Это первый столь полный труд, посвященный Грачеву — скульптору, пребывавшему в тени своих блестящих современников Николая Либериха и Евгения Лансере.

Василий Грачев не оставил архива, упоминающие его документы скудны. Всего известно около полусотни моделей кабинетной скульптуры, подписанных им (или ему приписываемых). Частная коллекция Ротенберга дала исследователям шанс работать с максимально полным собранием отливок скульптора (в каталоге их 49). По-видимому, Грачев происходил из государственных крестьян и был в учениках у придворного мастера-чеканщика Андреева, а позже работал модельщиком у Овчинникова и Сазикова, владельцев крупнейших ювелирных фабрик. Сам Грачев подчеркивал отсутствие у него академического образования и заявлял: «Я самоучка, не учившийся нигде».

Елькова Е. Скульптор В.Я.Грачев и русская кабинетная бронза. М., 2019. 520 с., ил.
Елькова Е. Скульптор В.Я.Грачев и русская кабинетная бронза. М., 2019. 520 с., ил.

Он стал подписывать работы в конце 1870-х, когда начал сотрудничать с петербургской бронзовой фабрикой Карла Верфеля (тут в тексте интереснейшее отступ­ление о том, как развивалось закрепление авторского права скульпторов при коммерческой отливке изделий). Впрочем, и сам Грачев был не без греха: он иногда использовал модели популярнейшего Евгения Лансере, скульптора-«лошадника», отца знаменитого мирискусника. Хотя прямо никогда не копировал — скорее, вдохновлялся, создавал варианты. Пожалуй, его скульп­турные группы не столь артистичны, как у Лансере, и не столь выверенно графичны, как у Либериха, однако они подкупают точностью деталей и обаятельной смесью реалистичности с фантазийностью.

Некоторые из моделей Грачева пользовались огромной популярностью и отливались большими тиражами на протяжении ряда лет. «Прощание казака с казачкой» или конных «Линейных казаков», парных и одиночных, можно было увидеть чуть ли не в каждом кабинете русского врача, юриста, военного. Стоили подобные скульптуры дорого: конная фигура кабинетного размера оценивалась в 200 руб., а к концу столетия — и в 350 (для сравнения: бронзовый подсвечник стоил 3 руб., большой письменный прибор — до 75 руб.). Динамичные скульптурные группы Грачева с охотниками, солдатами или горцами (обязательно верхом) экспортировали в Британию и Германию. Скульптор между тем умер в бедности; ему никогда не было посвящено ни одного самостоятельного выставочного проекта. Публикация собрания Бориса Ротенберга дает возможность сделать первый шаг на этом пути, считают авторы книги.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+