18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Путь всадника

№87
Материал из газеты

Мастер кабинетной скульптуры Василий Грачев стал героем каталога‐монографии

Сама по себе эта книга может служить украшением стола коллекционера — огромная, с золотыми форзацами, толстой бумагой и отменным качеством печати. Она посвящена собранию кабинетной бронзы Бориса Ротенберга, предпринимателя и миллиардера, и сосредоточена на творчестве Василия Грачева (1831–1905). Статьи для каталога написаны Еленой Ельковой, искусствоведом, специалистом по металлу Государственного исторического музея, при помощи ее коллеги, филолога и историка Елены Юхименко. Это первый столь полный труд, посвященный Грачеву — скульптору, пребывавшему в тени своих блестящих современников Николая Либериха и Евгения Лансере.

Василий Грачев не оставил архива, упоминающие его документы скудны. Всего известно около полусотни моделей кабинетной скульптуры, подписанных им (или ему приписываемых). Частная коллекция Ротенберга дала исследователям шанс работать с максимально полным собранием отливок скульптора (в каталоге их 49). По-видимому, Грачев происходил из государственных крестьян и был в учениках у придворного мастера-чеканщика Андреева, а позже работал модельщиком у Овчинникова и Сазикова, владельцев крупнейших ювелирных фабрик. Сам Грачев подчеркивал отсутствие у него академического образования и заявлял: «Я самоучка, не учившийся нигде».

Он стал подписывать работы в конце 1870-х, когда начал сотрудничать с петербургской бронзовой фабрикой Карла Верфеля (тут в тексте интереснейшее отступ­ление о том, как развивалось закрепление авторского права скульпторов при коммерческой отливке изделий). Впрочем, и сам Грачев был не без греха: он иногда использовал модели популярнейшего Евгения Лансере, скульптора-«лошадника», отца знаменитого мирискусника. Хотя прямо никогда не копировал — скорее, вдохновлялся, создавал варианты. Пожалуй, его скульп­турные группы не столь артистичны, как у Лансере, и не столь выверенно графичны, как у Либериха, однако они подкупают точностью деталей и обаятельной смесью реалистичности с фантазийностью.

Некоторые из моделей Грачева пользовались огромной популярностью и отливались большими тиражами на протяжении ряда лет. «Прощание казака с казачкой» или конных «Линейных казаков», парных и одиночных, можно было увидеть чуть ли не в каждом кабинете русского врача, юриста, военного. Стоили подобные скульптуры дорого: конная фигура кабинетного размера оценивалась в 200 руб., а к концу столетия — и в 350 (для сравнения: бронзовый подсвечник стоил 3 руб., большой письменный прибор — до 75 руб.). Динамичные скульптурные группы Грачева с охотниками, солдатами или горцами (обязательно верхом) экспортировали в Британию и Германию. Скульптор между тем умер в бедности; ему никогда не было посвящено ни одного самостоятельного выставочного проекта. Публикация собрания Бориса Ротенберга дает возможность сделать первый шаг на этом пути, считают авторы книги.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+