18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Томск: не только деревянная архитектура

№87
Материал из газеты

Томск знаменит деревянной резьбой, но молодые жители города мечтают об открытии центра современного искусства

Томск был основан на землях татарского князя Тояна. Как и многие русские города, он начался с деревянного острога, расположившегося на самой высокой точке местности — Воскресенской горе. Об этом напоминает глыба красного железняка с мраморной табличкой: «На этом месте в 1604 году был основан город Томск». Из деревянного острога поселение плавно переросло в уездный город, ставший в XVIII веке главным торговым центром Сибири. Через него проходил знаменитый Сибирский тракт, соединявший столицу с Дальним Востоком.

Деревянная застройка до сих пор во многом определяет архитектурное лицо Томска. Он славится деревянной резьбой, стиль которой был заимствован у поволжских мастеров. Томскому деревянному зодчеству свойственно стилевое разнообразие. На улицах города можно увидеть дома с декором, выполненным в стиле классицизм, сибирское барокко и модерн.

С историей городской архитектуры можно познакомиться в Музее деревянного зодчества. Он расположен в памятнике федерального значения — бывшем особняке Андрея Дмитриевича Крячкова (1876–1950), одного из самых активных и известных архитекторов Сибири. На момент постройки в 1911 году это был первый деревянный дом, выполненный в стиле модерн. Недавно журнал Forbes включил этот уникальный объект в печальный список «Шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут». Кроме посещения постоянной экспозиции в музее можно послушать лекции о творчестве выдающихся архитекторов губернского города.

Еще одно здание, построенное в 1916 году по проекту Крячкова в стиле модерн, — склады купца Горохова. Это складской комплекс из красного кирпича с круглыми окнами, четырехгранной башней и шпилем. Раньше он принадлежал Владимиру Александровичу Горохову, владельцу крупного мукомольного предприятия. В 1995 году складам был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. А в 2014-м здание передали Сибирскому филиалу ГЦСИ (сейчас в составе ГМИИ им. Пушкина) для открытия в нем центра современного искусства. С улицы фасад складов выглядит неплохо, и до сих пор это единственное здание на набережной реки Томь, выделяющееся на общем фоне городской застройки. Однако находиться внутри него опасно: ему срочно необходима реставрация, которая по сей день так и не началась.

Томичи обеспокоились тем, что в скором времени могут утратить прекрасный образец торгово-промышленной архитектуры начала ХХ века. В июне 2019 года рядом со складами Горохова провели арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства». Организаторы, включая Сибирский филиал ГЦСИ, хотели привлечь внимание общественности к необходимости реставрации архитектурного памятника и последующего создания в нем центра современного искусства. На протяжении трех дней напротив разрушающихся складов проходили выставки современных художников, перформансы, лекции и дискуссии. Специально для того, чтобы рассказать о реализации подобного проекта в Нижнем Новгороде, где в бывшем Арсенале открыли арт-пространство, в Томск прилетал куратор и художник Евгений Стрелков. Но за минувшие после фестиваля полтора года серьезных перемен в судьбе складов не случилось, здание продолжает разрушаться.

Прогуливаясь по набережной, неподалеку от складов купца Горохова можно увидеть памятник Антону Чехову. Писатель посетил Томск в самый разгар непогоды в 1890 году по дороге на Сахалин. «Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная», — именно так Чехов отозвался о нем.

Томичам не понравился такой отзыв, и в 2004 году на народные средства по проекту скульптора Леонтия Усова был создан весьма ироничный памятник писателю. Босой Чехов высотой под 2 м отлит из бронзы, на нем нелепая шляпа, пальто, знаменитые круглые очки, скошенные набок. Надпись под фигурой гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“». Подойдя поближе, можно заметить, что покрытие на носу Чехова слегка стерлось. В Томске верят, что, если загадать желание и потереть нос бронзового монумента, оно исполнится.

Несмотря на богатое историческое наследие, Томск еще и город молодежи, ведь каждый восьмой его житель — студент. Еще в начале XIX века появилась идея открытия университета на территории Сибири. Основным претендентом был Омск. Но чуть позже профессор Василий Флоринский, входивший в состав Комитета народного просвещения, выпустил статью, в которой изложил основные преимущества Томска как университетского города. Флоринский назвал Омск военным городом, равнодушным к науке. В Томской губернии, напротив, активно развивалась торговля, работали средние учебные заведения. Кроме того, она считалась крупнейшей в России, ведь охватывала современный Алтай, Красноярский край, Кемеровскую и Новосибирскую области, а также часть Казахстана. Так в 1888 году здесь был открыт Императорский Томский университет, ставший первым университетом в Сибири. За свое культурное и образовательное значение в истории страны город был неофициально назван Сибирскими Афинами.

Для строительства первого высшего учебного заведения за Уралом был выделен самый лучший участок земли, в то время этот район назывался Елань — самый центр города. Здание главного корпуса университета построено в традиционном для учебных заведений XIX века стиле классицизм. Разработкой проекта занимался архитектор Александр Константинович Бруни, а первым ректором университета мог стать Дмитрий Иванович Менделеев. Не так давно в главном корпусе Томского государственного университета открылась галерея «В Главном». Она представляет собой арт-пространство Института искусств и культуры. Сейчас там регулярно проходят выставки молодых художников, кураторские и образовательные проекты.  


Богородице-Алексеевский монастырь

Православный мужской монастырь, выполненный в стиле сибирское барокко. Он был основан, по одним источникам, в 1605 году, а по другим — в 1622-м. В конце XVII столетия находился под личным покровительством царя Федора Алексеевича, а в 1978 году комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану. Существует легенда, что император Александр I не умер в 1825 году, а под именем старца Федора Кузьмича отправился странствовать по России. Долгое время старец жил и был похоронен именно в Богородице-Алексеевском монастыре. 

Томск, ул. Крылова, д. 12/1


Воскресенская церковь

Местные считают эту церковь шедевром сибирского барокко школы Растрелли. Храм — ровесник города. Первоначально он был деревянным, каменное строение возвели только в 1789 году. В советское время церковь была закрыта и передана в ведение промысловой кооперации. Сначала она стала гаражом, зерноскладом, а позже и тиром НКВД. В 1940-е годы храм пытались разрушить. Дважды хотели сбить главный крест. Оба раза накинутый на него канат был рассечен невидимой молнией. Слегка склоненный крест до сих пор так и венчает главный купол.

Томск, Октябрьский взвоз, д. 10


Музей славянской мифологии

В 2007 году в Томске был основан первый и единственный в своем роде Музей славянской мифологии. Экспозицию составляют работы современных художников, продолжающие традицию национального романтизма Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха. Это живопись, графика, произведения отечественного декоративно-прикладного искусства, связанные со славянской историей, фольклором и эпическими сказаниями. Музей регулярно пополняет коллекцию, приобретая произведения современных художников, и проводит выставки.

Томск, ул. Загорная, д. 12

Музей «Следственная тюрьма НКВД»

Томск, как и многие сибирские города, с середины XVIII века и вплоть до конца Великой Отечественной войны был одним из мест ссылок и репрессий. В свое время здесь бывали декабрист Гавриил Батеньков и анархист Михаил Бакунин. Чтобы почтить память всех пострадавших в кровавой мясорубке истории ХХ века, в Томске создан мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Его постоянная экспозиция включает в себя реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных и интерьер кабинета следователя.

Томск, пр-т Ленина, д. 44

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+