18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Томск: не только деревянная архитектура

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Томск знаменит деревянной резьбой, но молодые жители города мечтают об открытии центра современного искусства

Спасская башня на Воскресенской горе. Фото: Михаил Марковский/Фотобанк Лори
Спасская башня на Воскресенской горе.
Фото: Михаил Марковский/Фотобанк Лори

Томск был основан на землях татарского князя Тояна. Как и многие русские города, он начался с деревянного острога, расположившегося на самой высокой точке местности — Воскресенской горе. Об этом напоминает глыба красного железняка с мраморной табличкой: «На этом месте в 1604 году был основан город Томск». Из деревянного острога поселение плавно переросло в уездный город, ставший в XVIII веке главным торговым центром Сибири. Через него проходил знаменитый Сибирский тракт, соединявший столицу с Дальним Востоком.

Деревянная застройка до сих пор во многом определяет архитектурное лицо Томска. Он славится деревянной резьбой, стиль которой был заимствован у поволжских мастеров. Томскому деревянному зодчеству свойственно стилевое разнообразие. На улицах города можно увидеть дома с декором, выполненным в стиле классицизм, сибирское барокко и модерн.

Музей деревянного зодчества. Фото: Андрей Николаев/Фотобанк Лори
Музей деревянного зодчества.
Фото: Андрей Николаев/Фотобанк Лори

С историей городской архитектуры можно познакомиться в Музее деревянного зодчества. Он расположен в памятнике федерального значения — бывшем особняке Андрея Дмитриевича Крячкова (1876–1950), одного из самых активных и известных архитекторов Сибири. На момент постройки в 1911 году это был первый деревянный дом, выполненный в стиле модерн. Недавно журнал Forbes включил этот уникальный объект в печальный список «Шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут». Кроме посещения постоянной экспозиции в музее можно послушать лекции о творчестве выдающихся архитекторов губернского города.

Склады купца Горохова. Фото: Wikipedia Commo
Склады купца Горохова.
Фото: Wikipedia Commo

Еще одно здание, построенное в 1916 году по проекту Крячкова в стиле модерн, — склады купца Горохова. Это складской комплекс из красного кирпича с круглыми окнами, четырехгранной башней и шпилем. Раньше он принадлежал Владимиру Александровичу Горохову, владельцу крупного мукомольного предприятия. В 1995 году складам был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. А в 2014-м здание передали Сибирскому филиалу ГЦСИ (сейчас в составе ГМИИ им. Пушкина) для открытия в нем центра современного искусства. С улицы фасад складов выглядит неплохо, и до сих пор это единственное здание на набережной реки Томь, выделяющееся на общем фоне городской застройки. Однако находиться внутри него опасно: ему срочно необходима реставрация, которая по сей день так и не началась.

Томичи обеспокоились тем, что в скором времени могут утратить прекрасный образец торгово-промышленной архитектуры начала ХХ века. В июне 2019 года рядом со складами Горохова провели арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства». Организаторы, включая Сибирский филиал ГЦСИ, хотели привлечь внимание общественности к необходимости реставрации архитектурного памятника и последующего создания в нем центра современного искусства. На протяжении трех дней напротив разрушающихся складов проходили выставки современных художников, перформансы, лекции и дискуссии. Специально для того, чтобы рассказать о реализации подобного проекта в Нижнем Новгороде, где в бывшем Арсенале открыли арт-пространство, в Томск прилетал куратор и художник Евгений Стрелков. Но за минувшие после фестиваля полтора года серьезных перемен в судьбе складов не случилось, здание продолжает разрушаться.

Прогуливаясь по набережной, неподалеку от складов купца Горохова можно увидеть памятник Антону Чехову. Писатель посетил Томск в самый разгар непогоды в 1890 году по дороге на Сахалин. «Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная», — именно так Чехов отозвался о нем.

Томичам не понравился такой отзыв, и в 2004 году на народные средства по проекту скульптора Леонтия Усова был создан весьма ироничный памятник писателю. Босой Чехов высотой под 2 м отлит из бронзы, на нем нелепая шляпа, пальто, знаменитые круглые очки, скошенные набок. Надпись под фигурой гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“». Подойдя поближе, можно заметить, что покрытие на носу Чехова слегка стерлось. В Томске верят, что, если загадать желание и потереть нос бронзового монумента, оно исполнится.

Томский государственный университет. Фото: Данила Шостак/ТАСС
Томский государственный университет.
Фото: Данила Шостак/ТАСС

Несмотря на богатое историческое наследие, Томск еще и город молодежи, ведь каждый восьмой его житель — студент. Еще в начале XIX века появилась идея открытия университета на территории Сибири. Основным претендентом был Омск. Но чуть позже профессор Василий Флоринский, входивший в состав Комитета народного просвещения, выпустил статью, в которой изложил основные преимущества Томска как университетского города. Флоринский назвал Омск военным городом, равнодушным к науке. В Томской губернии, напротив, активно развивалась торговля, работали средние учебные заведения. Кроме того, она считалась крупнейшей в России, ведь охватывала современный Алтай, Красноярский край, Кемеровскую и Новосибирскую области, а также часть Казахстана. Так в 1888 году здесь был открыт Императорский Томский университет, ставший первым университетом в Сибири. За свое культурное и образовательное значение в истории страны город был неофициально назван Сибирскими Афинами.

Для строительства первого высшего учебного заведения за Уралом был выделен самый лучший участок земли, в то время этот район назывался Елань — самый центр города. Здание главного корпуса университета построено в традиционном для учебных заведений XIX века стиле классицизм. Разработкой проекта занимался архитектор Александр Константинович Бруни, а первым ректором университета мог стать Дмитрий Иванович Менделеев. Не так давно в главном корпусе Томского государственного университета открылась галерея «В Главном». Она представляет собой арт-пространство Института искусств и культуры. Сейчас там регулярно проходят выставки молодых художников, кураторские и образовательные проекты.  


Богородице-Алексеевский монастырь

Богородице-Алексеевский монастырь. Фото: Wikipedia Commo
Богородице-Алексеевский монастырь.
Фото: Wikipedia Commo

Православный мужской монастырь, выполненный в стиле сибирское барокко. Он был основан, по одним источникам, в 1605 году, а по другим — в 1622-м. В конце XVII столетия находился под личным покровительством царя Федора Алексеевича, а в 1978 году комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану. Существует легенда, что император Александр I не умер в 1825 году, а под именем старца Федора Кузьмича отправился странствовать по России. Долгое время старец жил и был похоронен именно в Богородице-Алексеевском монастыре. 

Томск, ул. Крылова, д. 12/1


Воскресенская церковь

Воскресенская церковь. Фото: Wikipedia Commo
Воскресенская церковь.
Фото: Wikipedia Commo

Местные считают эту церковь шедевром сибирского барокко школы Растрелли. Храм — ровесник города. Первоначально он был деревянным, каменное строение возвели только в 1789 году. В советское время церковь была закрыта и передана в ведение промысловой кооперации. Сначала она стала гаражом, зерноскладом, а позже и тиром НКВД. В 1940-е годы храм пытались разрушить. Дважды хотели сбить главный крест. Оба раза накинутый на него канат был рассечен невидимой молнией. Слегка склоненный крест до сих пор так и венчает главный купол.

Томск, Октябрьский взвоз, д. 10


Музей славянской мифологии

Музей славянской мифологии. Фото: Музей славянской мифологии
Музей славянской мифологии.
Фото: Музей славянской мифологии

В 2007 году в Томске был основан первый и единственный в своем роде Музей славянской мифологии. Экспозицию составляют работы современных художников, продолжающие традицию национального романтизма Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха. Это живопись, графика, произведения отечественного декоративно-прикладного искусства, связанные со славянской историей, фольклором и эпическими сказаниями. Музей регулярно пополняет коллекцию, приобретая произведения современных художников, и проводит выставки.

Томск, ул. Загорная, д. 12

Музей «Следственная тюрьма НКВД»

Музей «Следственная тюрьма НКВД». Фото: Музей «Следственная тюрьма НКВД»
Музей «Следственная тюрьма НКВД».
Фото: Музей «Следственная тюрьма НКВД»

Томск, как и многие сибирские города, с середины XVIII века и вплоть до конца Великой Отечественной войны был одним из мест ссылок и репрессий. В свое время здесь бывали декабрист Гавриил Батеньков и анархист Михаил Бакунин. Чтобы почтить память всех пострадавших в кровавой мясорубке истории ХХ века, в Томске создан мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Его постоянная экспозиция включает в себя реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных и интерьер кабинета следователя.

Томск, пр-т Ленина, д. 44

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+