18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Слиток знаний

№87
Материал из газеты

Теперь уже не всегда возможно установить, какими путями эти драгоценные предметы разных времен и стилей оказались в Особой кладовой Исторического музея

В далеком 2007 году Государственный исторический музей открыл временную выставку «Золото — металл богов и царь металлов», ради которой с полок сокровищницы музея, Особой кладовой, впервые достали несколько сотен предметов из драгметаллов. Выставка, развернутая в залах первого этажа, пользовалась такой популярностью, что ее решили превратить в постоянную экспозицию. Она стала одной из главных аттракций для туристов, приходящих с Красной площади и редко добредающих до верхних этажей музея. Безумный восторг вызывает сверкание желтого металла в полутемных залах и у детей, которые потом тянут родителей обратно, в «пещеру дракона». Теперь часть сокровищ можно унести с собой, пусть и символически: Исторический музей выпустил каталог своей Особой кладовой, показав там вещи из постоянной экспозиции, а также то, что у публики мало шансов увидеть.

Каталог с большими буквами «Золото» на обложке оформлен эффектно — в виде сверкающего металлом слитка. Внутри он наполнен фотографиями золотых, серебряных и позолоченных предметов; здесь и общие планы экспонатов, и макросъемка эффектных деталей, которые завораживают тонкостью работы ювелиров. Структурно каталог повторяет разделы экспозиции. Его автором выступила куратор выставки, заведующая отделом драгоценных металлов Татьяна Сизова.

Раздел «Золото и власть» посвящен символике и регалиям (в глазах начинает слегка рябить от двуглавых орлов). Ключевые предметы раздела «Золотые пиры» — драгоценные кубки, которые привозили из Европы в качестве даров в XVI–XVII веках; однако тут есть и золотые чарки, которые жаловала казакам Екатерина Великая, и громоздкие подарочные конструкции эпохи историзма. Женскому сердцу особенно приятна глава «Золото и мода», где представлены ювелирные украшения XVIII–XX веков. Наконец, «Золото богов» рассказывает об окладах, потирах, посохах и прочей религиозной атрибутике.

Основной упор в издании делается на яркую визуальную составляющую, а не на каталожные описания, хотя они тоже, конечно, присутствуют. Дело в особенностях бытования предметов декоративно-прикладного искусства: владельцы воспринимали их в первую очередь как материальную ценность, а не как исторический артефакт. И коллекция Исторического музея все-таки не Оружейная палата. Поэтому если на предмете нет владельческой или жалованной надписи, то о его происхождении автор каталога мог сказать лишь что-то вроде «поступление: из кассы приема и выдачи ценностей», «приобретено в Торгсине» или «в 1921 году из собраний, доставленных отделом по делам музеев и частных лиц, находившихся на хранении и не взятых владельцами». Понятно: времена были смутные.

Хотя здесь есть экспонаты, поступившие в 1905 году в составе дара Петра Щукина (1853–1912). После выставки в ГМИИ, посвященной братьям-собирателям, эти вещи особенно отрадно встретить и порадоваться богатству вклада. В тех случаях, когда у предмета все-таки есть «биография» (как, например, у чарки, выточенной из орехового капа Петром I), музей рассказывает о нем все, что возможно. Увы, из-за особенностей нашей истории происходит это нечасто. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+