Слиток знаний

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Теперь уже не всегда возможно установить, какими путями эти драгоценные предметы разных времен и стилей оказались в Особой кладовой Исторического музея

Разворот каталога «Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея». Фото: Государственный исторический музей
Разворот каталога «Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея».
Фото: Государственный исторический музей

В далеком 2007 году Государственный исторический музей открыл временную выставку «Золото — металл богов и царь металлов», ради которой с полок сокровищницы музея, Особой кладовой, впервые достали несколько сотен предметов из драгметаллов. Выставка, развернутая в залах первого этажа, пользовалась такой популярностью, что ее решили превратить в постоянную экспозицию. Она стала одной из главных аттракций для туристов, приходящих с Красной площади и редко добредающих до верхних этажей музея. Безумный восторг вызывает сверкание желтого металла в полутемных залах и у детей, которые потом тянут родителей обратно, в «пещеру дракона». Теперь часть сокровищ можно унести с собой, пусть и символически: Исторический музей выпустил каталог своей Особой кладовой, показав там вещи из постоянной экспозиции, а также то, что у публики мало шансов увидеть.

Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея / Автор-сост. Т. И. Сизова. М.: ГИМ, 2020. 416 с., ил.
Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея / Автор-сост. Т. И. Сизова. М.: ГИМ, 2020. 416 с., ил.

Каталог с большими буквами «Золото» на обложке оформлен эффектно — в виде сверкающего металлом слитка. Внутри он наполнен фотографиями золотых, серебряных и позолоченных предметов; здесь и общие планы экспонатов, и макросъемка эффектных деталей, которые завораживают тонкостью работы ювелиров. Структурно каталог повторяет разделы экспозиции. Его автором выступила куратор выставки, заведующая отделом драгоценных металлов Татьяна Сизова.

Раздел «Золото и власть» посвящен символике и регалиям (в глазах начинает слегка рябить от двуглавых орлов). Ключевые предметы раздела «Золотые пиры» — драгоценные кубки, которые привозили из Европы в качестве даров в XVI–XVII веках; однако тут есть и золотые чарки, которые жаловала казакам Екатерина Великая, и громоздкие подарочные конструкции эпохи историзма. Женскому сердцу особенно приятна глава «Золото и мода», где представлены ювелирные украшения XVIII–XX веков. Наконец, «Золото богов» рассказывает об окладах, потирах, посохах и прочей религиозной атрибутике.

Разворот каталога «Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея». Фото: Государственный исторический музей
Разворот каталога «Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея».
Фото: Государственный исторический музей

Основной упор в издании делается на яркую визуальную составляющую, а не на каталожные описания, хотя они тоже, конечно, присутствуют. Дело в особенностях бытования предметов декоративно-прикладного искусства: владельцы воспринимали их в первую очередь как материальную ценность, а не как исторический артефакт. И коллекция Исторического музея все-таки не Оружейная палата. Поэтому если на предмете нет владельческой или жалованной надписи, то о его происхождении автор каталога мог сказать лишь что-то вроде «поступление: из кассы приема и выдачи ценностей», «приобретено в Торгсине» или «в 1921 году из собраний, доставленных отделом по делам музеев и частных лиц, находившихся на хранении и не взятых владельцами». Понятно: времена были смутные.

Разворот каталога «Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея». Фото: Государственный исторический музей
Разворот каталога «Золото. Сокровища Особой кладовой Исторического музея».
Фото: Государственный исторический музей

Хотя здесь есть экспонаты, поступившие в 1905 году в составе дара Петра Щукина (1853–1912). После выставки в ГМИИ, посвященной братьям-собирателям, эти вещи особенно отрадно встретить и порадоваться богатству вклада. В тех случаях, когда у предмета все-таки есть «биография» (как, например, у чарки, выточенной из орехового капа Петром I), музей рассказывает о нем все, что возможно. Увы, из-за особенностей нашей истории происходит это нечасто. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+