18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Слиток знаний

№87
Материал из газеты

Теперь уже не всегда возможно установить, какими путями эти драгоценные предметы разных времен и стилей оказались в Особой кладовой Исторического музея

В далеком 2007 году Государственный исторический музей открыл временную выставку «Золото — металл богов и царь металлов», ради которой с полок сокровищницы музея, Особой кладовой, впервые достали несколько сотен предметов из драгметаллов. Выставка, развернутая в залах первого этажа, пользовалась такой популярностью, что ее решили превратить в постоянную экспозицию. Она стала одной из главных аттракций для туристов, приходящих с Красной площади и редко добредающих до верхних этажей музея. Безумный восторг вызывает сверкание желтого металла в полутемных залах и у детей, которые потом тянут родителей обратно, в «пещеру дракона». Теперь часть сокровищ можно унести с собой, пусть и символически: Исторический музей выпустил каталог своей Особой кладовой, показав там вещи из постоянной экспозиции, а также то, что у публики мало шансов увидеть.

Каталог с большими буквами «Золото» на обложке оформлен эффектно — в виде сверкающего металлом слитка. Внутри он наполнен фотографиями золотых, серебряных и позолоченных предметов; здесь и общие планы экспонатов, и макросъемка эффектных деталей, которые завораживают тонкостью работы ювелиров. Структурно каталог повторяет разделы экспозиции. Его автором выступила куратор выставки, заведующая отделом драгоценных металлов Татьяна Сизова.

Раздел «Золото и власть» посвящен символике и регалиям (в глазах начинает слегка рябить от двуглавых орлов). Ключевые предметы раздела «Золотые пиры» — драгоценные кубки, которые привозили из Европы в качестве даров в XVI–XVII веках; однако тут есть и золотые чарки, которые жаловала казакам Екатерина Великая, и громоздкие подарочные конструкции эпохи историзма. Женскому сердцу особенно приятна глава «Золото и мода», где представлены ювелирные украшения XVIII–XX веков. Наконец, «Золото богов» рассказывает об окладах, потирах, посохах и прочей религиозной атрибутике.

Основной упор в издании делается на яркую визуальную составляющую, а не на каталожные описания, хотя они тоже, конечно, присутствуют. Дело в особенностях бытования предметов декоративно-прикладного искусства: владельцы воспринимали их в первую очередь как материальную ценность, а не как исторический артефакт. И коллекция Исторического музея все-таки не Оружейная палата. Поэтому если на предмете нет владельческой или жалованной надписи, то о его происхождении автор каталога мог сказать лишь что-то вроде «поступление: из кассы приема и выдачи ценностей», «приобретено в Торгсине» или «в 1921 году из собраний, доставленных отделом по делам музеев и частных лиц, находившихся на хранении и не взятых владельцами». Понятно: времена были смутные.

Хотя здесь есть экспонаты, поступившие в 1905 году в составе дара Петра Щукина (1853–1912). После выставки в ГМИИ, посвященной братьям-собирателям, эти вещи особенно отрадно встретить и порадоваться богатству вклада. В тех случаях, когда у предмета все-таки есть «биография» (как, например, у чарки, выточенной из орехового капа Петром I), музей рассказывает о нем все, что возможно. Увы, из-за особенностей нашей истории происходит это нечасто. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+