18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Друзья скорбят о художнике Свене Гундлахе

В Москве умер от ковида художник Свен Гундлах, член легендарной группы «Мухомор» и не менее легендарного вокально-музыкального ансамбля художников «Среднерусская возвышенность». Ему был 61 год

Свен Гундлах давно ушел из искусства, еще в 1990-е, после блистательных эскапад «Мухомора» и «Среднерусской возвышенности» занявшись другими вещами. Недавно его друг и коллега художник Сергей Мироненко сообщил, что Гундлах поселился в деревне под Волоколамском, где помогал священнику местной церкви. А вслед пришла печальная весть, что он заразился коронавирусом и не смог преодолеть болезнь. Друзья вспоминают художника на своих страничках в социальных сетях.

Лев Рубинштейн, поэт

Очень ярко помню, как в один из весенних дней 1979 года мне позвонил какой-то молодой человек, назвавшийся Свеном Гундлахом, и сказал, что он участник художественной группы «Мухомор» (я уже к тому моменту что-то слышал о существовании такой группы) и что он и его друзья по группе хотели бы познакомиться.

Я сказал, что почему бы и нет и что мне тоже было бы интересно познакомиться. Про себя подумал, что надо бы как-нибудь узнать настоящие имя и фамилию молодого человека, назвавшего себя таким отчасти претенциозным псевдонимом.

Через пару дней пришли. Трое. Один из близнецов Мироненко (кажется, Сережа), невысокий худенький Костя с фамилией, тоже напоминавшей псевдоним, и, собственно, Свен.

Они притащили с собой вызывающе старомодный, явно найденный на чьем-то чердаке чемодан, набитый множеством арт-поделок: самодельных книжек, картинок, еще чего-то — одновременно концептуального и ужасно веселого, выполненного в обаятельно необязательной стилистике, называемой «тяп-ляп».

Ну и я им чего-то из своего показал.

Они были ужасно милые, от них прямо почти буквально шел пар энтузиазма и бурлящей креативной энергии. И им тогда было по 19 лет.

Мы посидели какое-то время, и они, подхватив свой чемодан, ушли.

Через пару дней я узнал о том, что Свен Гундлах и на самом деле Свен Гундлах. А Звездочетов действительно Звездочетов. А потом была долгая история общений и приятельства с перерывами в годы.

И вот один из них, а именно тот самый молодой человек, позвонивший мне однажды весной 1979 года и назвавшийся Свеном Гундлахом, умер. Умер от той самой поганой заразы, что дышит в затылок каждому из нас.

Светлая память, что еще можно сказать...

Саша Обухова, искусствовед

Он был честен и близок к гениальности. Настоящий дадаист. Моя [земная] вселенная снова уменьшилась.

Михаил Косолапов, художник

Вчера умер Свен Гундлах. Подцепил коронавирус от прихожанина в разрушенном храме, где последние годы служил священником. Православный батюшка Свен Гундлах, бывший «Мухомор», фронтмен «Среднерусской возвышенности», владелец преуспевающей дизайнерско-полиграфической конторы, поэт, публицист (и какой!), художник, прежде многих разобравшийся в блеске и нищете современного искусства.

Я познакомился с ним в 1996-м, кажется, когда приехал записать интервью для сборника «Кто есть кто в современном искусстве» в переулок рядом с Бульварным кольцом. Свен работал над дизайном какой-то толстой полезной книги, что-то вроде справочника или энциклопедии. «Свен, вы швед?» — «Нет, я еврей». Он был потрясающе интересный собеседник. «А чем ваш „х…й мухоморов“ отличается от „х..я Осмоловского“?» — «Наш был глобальный, мы показывали его Богу, Вселенной, нам не нужны были зрители — можно было его под кроватью выложить. Нематериальный, метафизический… А Осмоловский на Красной площади делал для прессы и в миру». — «Страшно было под землей в гробу?» (про акцию с закапыванием Свена под землю). — «А сам как думаешь? Только никакая это была не акция, не перформанс. Мы тогда называли это „выходками“. Трудно сказать, чего в наших выходках было больше — искусства или юношеского задора и дури». Цитирую тот разговор неточно, по памяти, но смысл таков.

Про выходки «Мухоморов» я слышал еще в школе, их кассета крутилась на моей стереомагнитоле «Рига-310» вперемешку с жариковским ДК и, позднее, «Среднерусской возвышенностью». Крик кикиморы Пригова я услышал раньше, чем узнал поэзию и самого Дмитрия Александровича. Рок-группа каких-то «художников», не умеющих играть на музыкальных инструментах, и ее фронтмен без слуха и голоса ворвались в топ-чарты «Московского комсомольца». Это завораживало.

История, как Свен закрыл музыкальный проект на пике популярности, шла абсолютно поперек тренда. Еще одна «выходка» Гундлаха.

Никита Алексеев, художник

В 1989, что ли, году в Стокгольме в Kulturhuset (это что-то между парижским Центром Помпиду и советским районным домом культуры) состоялась немецко-шведско-русская выставка «ИСKONSTВО». Шведские организаторы были очень скаредны по части суточных и проживания (а Швеция, как известно, страна не из дешевых), зато по каким-то своим скандинавским соображениям предоставляли почти неограниченные возможности насчет изготовления произведений, так сказать, искусства.

Начать историю, конечно, надо было с того, как приглашающая сторона встретила прибывшего из Москвы Свена Гундлаха. Имя — до карикатурности шведское. Фамилия — вроде Петров или Воробьев. Блондин с серо-голубыми глазами — и ни слова по-шведски. Шведы очень удивились.

Но насчет неограниченных возможностей.

Свен придумал вот что. В выставочном зале по периметру квадрата 150х150 см ставятся вплотную друг к другу баллончики-спреи с разной краской, форсунками наружу. А на открытии выставки приезжает автоподъемник и опускает на пипочки спреев блок камня 40х160х160 см, и из них в разные стороны света развеивается разноцветная нитроэмаль.

Организаторы заказали эту каменюгу. Через пару дней ее привезли — белый гранит, отшлифованный до такой степени, что предмет выглядел склеенным из мелованной бумаги, и нельзя было поверить, что он весит несколько сот килограммов.

В выставочный зал приехал на автопогрузчике пожилой мастер управления этим средством механизации и стал репетировать. Вместо баллончиков были поставлены скрученные из бумаги трубочки, и после нескольких попыток мастер сказал, что с точностью до доли миллиметра камень поставить одновременно на все пипочки невозможно, и, выругавшись по-шведски, уехал.

Бедный Свен... Идея пошла прахом.

Он попросил сделать подпорку под бумажный камень, его на нее установили, потом Свен огородил рабочее место стенками из картона, вручную распылил краску, а пустые спреи расставил по местам, туда, где они должны были быть.

Он был весь в нитроэмали, даже волосы в ноздрях стали разноцветными. А Kulturhuset пропитался запахом «нитры».

А перед открытием к нам на выставку пришел Микеланджело Пистолетто, один из знаменитейших представителей движения арте повера. Потому что после нас в Kulturhuset должна была быть его персональная выставка.

Микеланджело обозревал залы, прикидывая, что и как, выставка его не интересовала, но перед творением Свена Пистолетто замер и уставился на него, будто увидел грузовик, порхающий по небу.

Я был случайно рядом, мы познакомились, Микеланджело меня спросил: «Б.., это что же такое?» Я попытался объяснить, Пистолетто щелкнул пальцами и сказал: «Эх, нет у нас в Италии таких писателей, как Достоевский!»

Юрий Альберт, художник

В 1987 году в квартире Димы Врубеля состоялась групповая «Выставка современного кубизма». Кажется, идею предложил я. Идея была в том, чтобы попытаться сделать что-то исторически очень важное, но сейчас совершенно неактуальное, выставку просроченного авангарда.

Свен Гундлах тогда сказал: «Люди тысячелетиями целуются и занимаются сексом. В этом нет ничего нового. Но у каждого был свой неповторимый первый поцелуй. Так пусть это будет наш первый кубизм!»

По-моему — гениально.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+