Заноза вместо сандалии: Рафаэль в Эрмитаже

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Роскошь не бывает чрезмерной. Эрмитажная выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020» — 300 произведений, собранных из нескольких европейских топ-музеев, — убедительно это доказывает

Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

На эрмитажной выставке «Линия Рафаэля. 1520–2020» можно легко застрять в аванзале, где показаны рисунки гения из Урбино и фрески его школы. Но надо сделать над собой усилие и пройти всю линию до конца.

Вокруг малахитовой ротонды, когда-то заказанной Пьеру-Филиппу Томиру русским горнозаводчиком Николаем Демидовым, дизайнер выставки Агния Стерлигова выстроила два полукружия. В одном размещены шесть рисунков Рафаэля из лондонского Британского музея и венской Альбертины. От «Ангела» и «Неизвестной святой» глаз не оторвать. В другом полукружии — восемь фресок с закругленным верхом, принадлежащих школе Рафаэля. Они украшали стены арочной лоджии виллы Стати-Маттеи, которая находилась на Палатинском холме в Риме среди античных руин. Фрески должны были напоминать людям эпохи Возрождения о славной старине. В 1856 году участок, где находилась лоджия, продали женскому монастырю. Обнаженка на мифологические темы была монахиням ни к чему. Тут подсуетился маркиз Джованни Пьетро Кампана. Он купил фрески, распорядился перевести их на холст. Получилось не очень удачно, о чем говорят последующие записи. Через пять лет фрески купил Александр II.

Впервые Эрмитаж отважился (но и Рафаэль — случай особый) показать произведения — в данном случае фрески — в процессе длительной и кропотливой реставрации. Почти завершена работа над «Венерой, раненной Амуром» и «Венерой, вынимающей занозу». Последний сюжет еще недавно назывался «Венера, завязывающая сандалию». Расчистили — выяснили истинный сюжет. Под изображением водопада на фреске «Уран с Сатурном в облаках» обнаружен сюжет «Рождение Венеры». Будет ли он расчищаться, зависит от дальнейшего исследования фрески.

Еще один сюрприз выставки — два картона Джулио Романо: «Венера и Адонис» из Альбертины и «Голова Венеры» круга Рафаэля из Британского музея. Возможно, фреску «Венера и Адонис» создавал сам Романо, любимый ученик Рафаэля.

Дизайн следующего, Николаевского зала Стерлигова выстроила как лоджию, разделенную системой арок на века — от XVI до XX. Это отсылка и к лоджиям Рафаэля в Ватикане и их эрмитажной копии, и к истории с фресками. Но сначала надо постоять у «Нижнетагильской мадонны». Это копия, предположительно XVI века, с картины Рафаэля «Мадонна с вуалью». Она была найдена в 1924 году в Нижнем Тагиле. Возможно, принадлежала Анатолию Демидову, сыну заказчика малахитовой ротонды.

«Любовная сцена» Джулио Романо в экспозиции «Линия Рафаэля. 1520–2020». Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
«Любовная сцена» Джулио Романо в экспозиции «Линия Рафаэля. 1520–2020».
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Со смертью Рафаэля завершилось Высокое Возрождение с его поисками идеалов божественной гармонии и такой же неземной красоты. Школа распалась, ее мастера разъехались по Европе, проповедуя частное, личное, соревновательное. Наступил век маньеризма. В «Любовной сцене» Джулио Романо парочка предается утехам, не обращая внимания на предупреждения благонравной старушки-ключницы. На картине того же художника «Дама за туалетом» женщина явно готовится к свиданию, придирчиво вглядываясь в невидимое зрителю зеркало.

Кураторы выставки считают «Женский портрет» Корреджо чувственным изводом рафаэлевской грации. Возможно, это так. Хотя явно больше эмоций в интерпретации евангельских сюжетов у Понтормо, Андреа Сабатини и Федерико Бароччи. «Мадонна с кошкой» Бароччи приехала из Национальной галереи в Лондоне.

С ними вступает в спор-диалог гравюра художника, известного как «Мастер игральной кости». Его «Преображение», созданное по одноименной картине Рафаэля, полно драматической экспрессии и лишено умиротворенности оригинала. В то же время Андреа дель Сарто в «Святом семействе с Иоанном Крестителем» продолжает спокойно нести божественный рафаэлевский свет.

В XVII веке публика и художники устали от изысков маньеризма. Наступило время поисков новой гармонии. Рафаэль стал знаменем, под которым собирались академии — от скромных кружков до солидных институций. Первой стала болонская Академия вставших на путь. Ее адептом был Гвидо Рени; пример выбора правильного направления — «Святой Иосиф с младенцем Христом на руках».

Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Роль центра нового академизма на выставке отведена большой картине Никола Пуссена «Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем». Француз был поклонником Рафаэля и Романо и доказал этой работой верность учителям. В слабо освещенных витринах, берегущих бумагу, притаились рисунки Пуссена на библейские темы.

Знаменитый эрмитажный автопортрет Антониса ван Дейка привлекает внимание в любом контексте. Здесь он выглядит как вопрос: «Достоин ли я славы Рафаэля, выдержу ли состязание с ним?» Весь облик фламандца подчеркивает, что ван Дейк уверен в своей конгениальности Рафаэлю. Как тут не вспомнить автопортрет самого Рафаэля из Галереи Уффици?! Он ни в чем не был уверен.

Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Но оставим небожителям выяснять отношения между собой. Простым смертным кураторы адресуют картину Бартоломео Кавароцци «Святое семейство». Все персонажи — строгие, но доброжелательные учителя жизни. Кавароцци был последователем Караваджо, а тот был равнодушен к Рафаэлю. И это еще одна линия выставки.

В XVIII веке Рафаэль окончательно стал «иконой стиля», обязательной принадлежностью гранд-туров, которые были образовательными поездками по Европе для художников и развлекательными для знатных особ. Таких, как граф Северный, он же наследник российского престола Павел Петрович.

Рафаэля держали в голове и когда изображали античные сюжеты, и когда рисовали непритязательные семейные портреты. В странах, где прежде не было академического искусства, стали присваивать неофициальное звание «наш Рафаэль» — это было прямым аналогом «нашего всего». Немецким Рафаэлем был художник с соответствующим именем — Антон Рафаэль Менгс. Его автопортрет — пытливый взор молодого человека с кистью и папкой рисовальной бумаги — образец надежд и иллюзий эпохи Просвещения.

Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Звания русского Рафаэля удостоился Антон Лосенко. Его картина «Зевс и Фетида» прямо восходит к «Преображению» великого итальянца. Умиротворение на полотне обманчиво. На самом деле Фетида призывает Зевса отомстить Агамемнону за ее сына Ахилла. Гламурную версию Рафаэля легко представить себе по картине Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен «Баронесса А.С.Строганова с сыном».

Две версии «Суда Париса» — Менгса и Карло Маратти — выглядят вызывающе в нынешнюю эпоху «новой этики». И это будущая линия Рафаэля.

Но вернемся к той линии, что уже сложилась. В XIX — начале ХХ века Рафаэль стал предметом романтических воздыханий и китчевого бизнеса. Причем они мирно сосуществовали друг с другом. «Моление перед чашей» создано Жаном Огюстом Домиником Энгром, фанатом Рафаэля, и оммажирует великому итальянцу. Трогательный «Сенокос» Алексея Венецианова скромно на него намекает. Так же как и «Священная роща» Мориса Дени и эскизы Виктора Васнецова для росписи Владимирского собора в Киеве. Как и эстетский рисунок Эдварда Берн-Джонса «Обнаженная Андромеда», приехавший из Британского музея.

Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

По китчевому разряду проходит огромная картина Феличе Скьявоне «Смерть Рафаэля». Туда же относится мраморная скульптура Паскуале Романелли «Рафаэль и Форнарина». Взаимоотношения художника и этой дамы, то ли возвышенные, то ли чисто потребительские, становятся предметом салонных «исследований».

Недалеко от них ушли пасхальные сувениры с изображением двух ангелочков из Сикстинской Мадонны, фарфоровая ваза со святым Георгием и стеклянное тондо «Мадонна Альба».

В ХХ веке все окончательно смешалось в доме арт-наследников Рафаэля. На выставке это показано замечательно. Эротоманские листы из «Сюиты 347» Пабло Пикассо, его видение отношений Рафаэля и Форнарины, пришлось закрыть занавесочкой с лейблом «18+». Рядом «Портрет Лидии Делекторской» — ангельский лик музы Анри Матисса, созданный вечным соперником Пикассо на художественном олимпе. Девушки в теле, нарисованные Александром Самохваловым, входят в серию этюдов к неосуществленной картине «Радость жизни». Сальвадор Дали литографировал свою абстракцию «Гала, моя Сикстинская мадонна» как иллюстрацию к «Дон Кихоту».

Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Егор Остров в своей «Сикстинской мадонне» имитирует компьютерный растр акрилом на холсте. Соратник Тимура Новикова по Новой академии изящных искусств, Остров 20 лет занимается подобными опытами. И вот выставился в Эрмитаже, да еще и попал в бренд-бук выставки вместе с Дали.

В начале 2021 года выставку «Линия Рафаэля» ждет второе открытие. Должна приехать из Лувра рафаэлевская «Прекрасная садовница». Она задерживается из-за карантина.

Кураторские экскурсии по выставке можно посмотреть здесь.

Государственный Эрмитаж
Линия Рафаэля. 1520–2020
До 28 марта

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+