18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жанна Алейникова: «Мы предлагаем зрителю примерить на себя роль художника-творца»

Художественный музей в Серпухове 16 декабря выходит из карантина и открывает выставку «Мир, сотворенный заново» к своему 100-летию. Это стало поводом узнать у его директора Жанны Алейниковой, как удалось собрать на нее столько шедевров авангарда

Справка

Серпуховский историко-художественный музей

Крупнейшая и богатейшая картинная галерея Подмосковья включает более 40 тыс. экспонатов. Основана в 1918 году. Ядром ее коллекции послужило собрание серпуховской купчихи и фабрикантши Анны Мараевой (1845–1928). Музей располагается в ее особняке, построенном по проекту Романа Клейна в 1896 году. После революции фонды пополнились предметами из усадеб, а также многочисленными произведениями авангарда.

Еще…

Выставка «Мир, сотворенный заново» должна была открыться 22 октября, но в этот день губернатор Подмосковья закрыл музеи до 7 ноября, а потом до 14 декабря из-за новой волны коронавируса. Как вы это пережили?

Это было неожиданно. Мы готовили выставку больше года, уже были разосланы приглашения на вернисаж, назначена пресс-конференция — все пришлось отменять буквально в последний момент. Нам оставалось довольствоваться поздравлениями коллег из других музеев, видевших выставку в процессе монтажа. Они высоко оценили результат. Но «Мир, сотворенный заново» будет работать до апреля 2021 года, и я уверена, что заинтересованные зрители ее увидят и что мы реализуем всю запланированную культурную программу.

А в чем суть выставки и почему она так важна для музея?

Наверное, рассказ надо начать с 2018 года. Формально 100-летие музея мы отмечали именно тогда. Он был образован в 1918 году, но принять первых зрителей смог лишь двумя годами позже, когда закончились комплектация коллекции, постановка вещей на учет, была сделана экспозиция и прочее. Так что у нас несколько растянутый во времени юбилей.

Справка

Жанна Алейникова
Директор Серпуховского историко-художественного музея

Жанна Алейникова заняла кресло директора Серпуховского историко-художественного музея в апреле 2018 года. Уроженка Серпухова, она самая молодая женщина — директор регионального музея. По образованию — искусствовед (окончила санкт-петербургскую Академию художеств), по роду занятий — журналист (шесть лет отдала телевидению), управленец (была заместителем начальника управления культуры Серпухова), куратор (в этом качестве принимала участие в подготовке выставки «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в музее «Новый Иерусалим» в 2019 году) и вот теперь — директор активно развивающегося музея.

Еще…

В 2018 году мы решили сделать первую межмузейную выставку. До этого мы обычно отправляли свои работы на гастроли, но почти никогда не показывали у себя произведений из сторонних собраний. У нас был юбилей, и мы обратились в Третьяковскую галерею за поддержкой. Совместно с ней, Русским музеем и художественным музеем в Переславле-Залесском сделали выставку «Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма», так как наш музей обладает замечательной подборкой академической живописи. Кураторами выступили искусствоведы из Третьяковки — это был их подарок нам к 100-летию.

Окрыленные успехом, в 2019-м мы провели выставку «Гоголь. Загадки гения», к участию в которой, помимо ГТГ, привлекли Исторический музей, Музей Большого театра, Дом Гоголя на Никитском бульваре, Театральный музей имени Бахрушина, Музей кино и студию «Союзмультфильм». Выставка включала документы, искусство первой трети XIX века, мебель, украинские народные костюмы, театральный реквизит гоголевских постановок и много чего еще. Из Дома Гоголя в Москве нам привезли последнее перо писателя (Гоголь делал им пометки в «Мертвых душах» за несколько дней до кончины), посмертную маску и даже кусочек его гроба. Параллельно выставке в серпуховском Доме культуры столичные театры играли пьесы Гоголя. Получилось просто великолепно.

И вот год назад мы задумались о том, что делать дальше. Наш музей обладает великолепной коллекцией русского авангарда, и очень хотелось сделать экспозицию на эту тему. К нам, помимо прочего, попали работы из московской мастерской Наталии Гончаровой, после того как они с Михаилом Ларионовым окончательно перебрались в Париж. У нас хранятся не только их собственные произведения, но и подарки друзей — Давида Бурлюка, например. Мы столько раз в дискуссиях повторяли, что художники авангарда создавали новые миры, что в конце концов решили сделать об этом выставку. Следуя библейской логике, разделили экспозицию на семь частей: от хаоса — через свет, рождение морской стихии, земной тверди, мира растений и животных — до сотворения человека. Под каждую из семи тем собрали корпус произведений.

Мы были недостаточно уверены в концепции и поехали за советом в Третьяковку. У нас сложились теплые отношения с заместителем директора по научной работе доктором искусствоведения Татьяной Карповой. Ей наши идеи понравились, она посоветовала не приглашать стороннего куратора и все сделать своими силами. Именно поэтому «Мир, сотворенный заново» нам так дорог. Эта выставка стала результатом нашей внутренней исследовательской и кураторской работы. Ну и очередным примером музейного сотрудничества.

Кто на сей раз откликнулся на ваш призыв?

Третьяковская галерея, Русский музей, нижегородский и тульский художественные музеи, Музей кино и музей-заповедник «Абрамцево». Мы показываем широкий спектр художественных объединений — от «Мира искусства» до «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», 87 шедевров, более 20 выдающихся имен: Михаил Врубель, Петр Кончаловский, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Константин Юон и многие другие. В последнем, мультимедийном зале мы предлагаем зрителю примерить на себя роль художника-творца и с помощью свето-визуальных эффектов создать собственное произведение. Не хочу выдавать все секреты. Придете на выставку — и увидите, как это работает.

А кто делал экспозиционный дизайн?

Эрик Белоусов. В мире дизайна это имя более чем известно.

А культурная программа запланирована?

Естественно. Мы, наверное, уже не можем делать традиционные выставки — только кросс-культурные проекты. У нас будет большая литературная программа, посвященная первой трети XX века. Ее помогают делать специалисты из тарусских музеев Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, из музея Александра Блока в Шахматове. И мы готовим мобильный театр.

Что это такое?

Иммерсивный аудиоспектакль. Он рассчитан на двух человек. Они надевают наушники, в наушниках звучит текст, перед героями на столе лежит реквизит, и они могут разыгрывать спектакль со своими импровизациями. Сейчас сценарист Елена Скрипкина пишет историю отношений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, так что у зрителей будет возможность примерить на себя роли двух выдающихся художников.

Мы уже выпустили к выставке каталог, открытки, сувенирную продукцию. Хотим что-то придумать с одеждой: Гончарова прямо просится на платья.

Планируются также научные конференции, посвященные и авангарду, и 100-летию музея. Возможно, мы проведем их в онлайн-формате. Сейчас из-за пандемии мир перевернулся заново, и приходится изобретать новые формы работы. В этом смысле наше время созвучно эпохе авангарда.

Серпуховский историко-художественный музей
Мир, сотворенный заново
До 11 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+