Жанна Алейникова: «Мы предлагаем зрителю примерить на себя роль художника-творца»

Художественный музей в Серпухове 16 декабря выходит из карантина и открывает выставку «Мир, сотворенный заново» к своему 100-летию. Это стало поводом узнать у его директора Жанны Алейниковой, как удалось собрать на нее столько шедевров авангарда

Жанна Алейникова. Фото: Сергей Зорин
Жанна Алейникова.
Фото: Сергей Зорин
Справка

Серпуховский историко-художественный музей

Крупнейшая и богатейшая картинная галерея Подмосковья включает более 40 тыс. экспонатов. Основана в 1918 году. Ядром ее коллекции послужило собрание серпуховской купчихи и фабрикантши Анны Мараевой (1845–1928). Музей располагается в ее особняке, построенном по проекту Романа Клейна в 1896 году. После революции фонды пополнились предметами из усадеб, а также многочисленными произведениями авангарда.

Еще…

Выставка «Мир, сотворенный заново» должна была открыться 22 октября, но в этот день губернатор Подмосковья закрыл музеи до 7 ноября, а потом до 14 декабря из-за новой волны коронавируса. Как вы это пережили?

Это было неожиданно. Мы готовили выставку больше года, уже были разосланы приглашения на вернисаж, назначена пресс-конференция — все пришлось отменять буквально в последний момент. Нам оставалось довольствоваться поздравлениями коллег из других музеев, видевших выставку в процессе монтажа. Они высоко оценили результат. Но «Мир, сотворенный заново» будет работать до апреля 2021 года, и я уверена, что заинтересованные зрители ее увидят и что мы реализуем всю запланированную культурную программу.

А в чем суть выставки и почему она так важна для музея?

Наверное, рассказ надо начать с 2018 года. Формально 100-летие музея мы отмечали именно тогда. Он был образован в 1918 году, но принять первых зрителей смог лишь двумя годами позже, когда закончились комплектация коллекции, постановка вещей на учет, была сделана экспозиция и прочее. Так что у нас несколько растянутый во времени юбилей.

Справка

Жанна Алейникова
Директор Серпуховского историко-художественного музея

Жанна Алейникова заняла кресло директора Серпуховского историко-художественного музея в апреле 2018 года. Уроженка Серпухова, она самая молодая женщина — директор регионального музея. По образованию — искусствовед (окончила санкт-петербургскую Академию художеств), по роду занятий — журналист (шесть лет отдала телевидению), управленец (была заместителем начальника управления культуры Серпухова), куратор (в этом качестве принимала участие в подготовке выставки «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в музее «Новый Иерусалим» в 2019 году) и вот теперь — директор активно развивающегося музея.

Еще…
Выставка «Мир, сотворенный заново». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Мир, сотворенный заново».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В 2018 году мы решили сделать первую межмузейную выставку. До этого мы обычно отправляли свои работы на гастроли, но почти никогда не показывали у себя произведений из сторонних собраний. У нас был юбилей, и мы обратились в Третьяковскую галерею за поддержкой. Совместно с ней, Русским музеем и художественным музеем в Переславле-Залесском сделали выставку «Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма», так как наш музей обладает замечательной подборкой академической живописи. Кураторами выступили искусствоведы из Третьяковки — это был их подарок нам к 100-летию.

Окрыленные успехом, в 2019-м мы провели выставку «Гоголь. Загадки гения», к участию в которой, помимо ГТГ, привлекли Исторический музей, Музей Большого театра, Дом Гоголя на Никитском бульваре, Театральный музей имени Бахрушина, Музей кино и студию «Союзмультфильм». Выставка включала документы, искусство первой трети XIX века, мебель, украинские народные костюмы, театральный реквизит гоголевских постановок и много чего еще. Из Дома Гоголя в Москве нам привезли последнее перо писателя (Гоголь делал им пометки в «Мертвых душах» за несколько дней до кончины), посмертную маску и даже кусочек его гроба. Параллельно выставке в серпуховском Доме культуры столичные театры играли пьесы Гоголя. Получилось просто великолепно.

Выставка «Мир, сотворенный заново». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Мир, сотворенный заново».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

И вот год назад мы задумались о том, что делать дальше. Наш музей обладает великолепной коллекцией русского авангарда, и очень хотелось сделать экспозицию на эту тему. К нам, помимо прочего, попали работы из московской мастерской Наталии Гончаровой, после того как они с Михаилом Ларионовым окончательно перебрались в Париж. У нас хранятся не только их собственные произведения, но и подарки друзей — Давида Бурлюка, например. Мы столько раз в дискуссиях повторяли, что художники авангарда создавали новые миры, что в конце концов решили сделать об этом выставку. Следуя библейской логике, разделили экспозицию на семь частей: от хаоса — через свет, рождение морской стихии, земной тверди, мира растений и животных — до сотворения человека. Под каждую из семи тем собрали корпус произведений.

Мы были недостаточно уверены в концепции и поехали за советом в Третьяковку. У нас сложились теплые отношения с заместителем директора по научной работе доктором искусствоведения Татьяной Карповой. Ей наши идеи понравились, она посоветовала не приглашать стороннего куратора и все сделать своими силами. Именно поэтому «Мир, сотворенный заново» нам так дорог. Эта выставка стала результатом нашей внутренней исследовательской и кураторской работы. Ну и очередным примером музейного сотрудничества.

Выставка «Мир, сотворенный заново». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Мир, сотворенный заново».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Кто на сей раз откликнулся на ваш призыв?

Третьяковская галерея, Русский музей, нижегородский и тульский художественные музеи, Музей кино и музей-заповедник «Абрамцево». Мы показываем широкий спектр художественных объединений — от «Мира искусства» до «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», 87 шедевров, более 20 выдающихся имен: Михаил Врубель, Петр Кончаловский, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Константин Юон и многие другие. В последнем, мультимедийном зале мы предлагаем зрителю примерить на себя роль художника-творца и с помощью свето-визуальных эффектов создать собственное произведение. Не хочу выдавать все секреты. Придете на выставку — и увидите, как это работает.

А кто делал экспозиционный дизайн?

Эрик Белоусов. В мире дизайна это имя более чем известно.

Выставка «Мир, сотворенный заново». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Мир, сотворенный заново».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

А культурная программа запланирована?

Естественно. Мы, наверное, уже не можем делать традиционные выставки — только кросс-культурные проекты. У нас будет большая литературная программа, посвященная первой трети XX века. Ее помогают делать специалисты из тарусских музеев Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, из музея Александра Блока в Шахматове. И мы готовим мобильный театр.

Что это такое?

Иммерсивный аудиоспектакль. Он рассчитан на двух человек. Они надевают наушники, в наушниках звучит текст, перед героями на столе лежит реквизит, и они могут разыгрывать спектакль со своими импровизациями. Сейчас сценарист Елена Скрипкина пишет историю отношений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, так что у зрителей будет возможность примерить на себя роли двух выдающихся художников.

Выставка «Мир, сотворенный заново». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Мир, сотворенный заново».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Мы уже выпустили к выставке каталог, открытки, сувенирную продукцию. Хотим что-то придумать с одеждой: Гончарова прямо просится на платья.

Планируются также научные конференции, посвященные и авангарду, и 100-летию музея. Возможно, мы проведем их в онлайн-формате. Сейчас из-за пандемии мир перевернулся заново, и приходится изобретать новые формы работы. В этом смысле наше время созвучно эпохе авангарда.

Серпуховский историко-художественный музей
Мир, сотворенный заново
До 11 апреля

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+