18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж проведет первую в России персональную выставку Сесила Битона

№87
Материал из газеты

Музей подготовил проект специально для показа в своих стенах, а затем в Великобритании

Сэр Сесил Уолтер Харди Битон (1904–1980) — светский денди и автор едких мемуаров, фотограф знаменитостей и создатель одного из самых известных военных снимков, кутюрье нарядов для селебрити и конструктор самих звезд. Поражает количество выдающихся личностей, с которыми он дружил или постоянно общался: Жан Кокто и Одри Хепберн, Сальвадор Дали и Коко Шанель, Марлен Дитрих и Фрэнсис Бэкон, Трумен Капоте и Рудольф Нуреев…

Выставка включает 100 фотографий, которые были сделаны Битоном в разные годы его полувековой карьеры. Они предоставлены Архивом Студии Битона, Музеем Виктории и Альберта, архивами журналов Vogue и Vanity Fair. Фишка проекта — акцент на портретах знатных эмигрантов первой волны и звезд русского балета. Так, ранее неизвестную фотографию Нуреева в духе поп-арт-коллажа куратор выставки Дарья Панайотти случайно обнаружила в архивах. 

Помимо таланта фотографа, Сесил Битон виртуозно владел стратегией продвижения, создания самого понятия звездности. Творческая биография Битона давно разложена по полочкам. Его полвека начинались в «ревущие» 1920-е, а завершились после молодежных революций 1960-х. Пиком карьеры стала работа над костюмами для мюзикла «Моя прекрасная леди». Сначала на Бродвее, потом в Голливуде. 

В итоге — две премии «Оскар» за работу художника и работу художника по костюмам. Одри Хепберн, исполнившая в голливудском фильме главную роль, говорила, что на снимках Битона она выглядит потрясающе.

 Сын торговца древесиной, недоучившийся в Кембридже, молодой Битон приехал в Лондон с одной целью — втереться в аристократические круги. Даже в Венецию сгонял на деньги, одолженные у отца, чтобы хоть там приблизиться к отдыхающему от туманов благородному обществу. Встретился с Сергеем Дягилевым, которого назвал в дневнике «очень толстым и горделивым». Показал ему театральные эскизы к студенческим спектаклям. Получил вежливое одобрение — а рассчитывал на приглашение в труппу «Русского балета».Одновременно Битон упорно искал знакомств с золотой молодежью, не забывая нажимать на спуск затвора. И когда в Лондоне открылся британский филиал Vogue, фотографа взяли в штат благодаря его «аристократическим» снимкам.

В 1935 году по предложению модельера Эльзы Скьяпарелли Сесил Битон приезжает в СССР. Об этом эпизоде в его жизни до недавнего времени было известно мало. Никаких иллюзий относительно страны большевиков он не питал, благо дружил с великими князьями, фотографировал Наталью Палей, внучку Александра II, и звезд русского балета. Но тогда было модно ездить в СССР, и он отправился в Москву и Ленинград. С годом поездки Битону повезло. Он увидел только что открывшееся московское метро и выставку иранского искусства в Эрмитаже, приуроченную к конгрессу иранистов. Во время двухчасовой экскурсии по музею Битон насчитал 80 залов и вычислил длину пройденного пути — 9 км. В дневниках упомянуто также посещение Мавзолея и профилактория для проституток. Мертвое тело — экзотика, девушки — неисправимы. Театрал Битон благосклонно отозвался о премьере балета «Светлый ручей» в Большом театре. От этого вояжа сохранилось небольшое количество фотографий. Впрочем, репортаж и не был коньком Битона.

В 1937 году ему поручено сделать фотопортреты Уоллис Симпсон, будущей жены короля Эдуарда VIII. Это его первый серьезный опыт по созданию звезды. Во время Второй мировой войны он делает тот самый снимок трехлетней Эйлин Данн на госпитальной кровати с повязкой на голове. В 1950-е снимает королеву Елизавету II — эти фотографии популярны до сих пор. А затем наступает эра театра и кино. Его портреты Одри Хепберн на съемках фильма «Моя прекрасная леди» — из разряда «звезда с звездою говорит».

Среди лучшего из раннего Битона на выставке будут показаны портрет его сестры Нэнси Битон в образе падающей звезды, сюрреалистический снимок White Panama Hat by Suzy, где голова модели торчит из шляпной коробки. В русско-советском разделе, где сплошь раритеты, значатся фото русских балерин, китчевый портрет Эльзы Скьяпарелли с вязанкой сушек и Покровский собор на Красной площади. Из классики — коронационный портрет Елизаветы II и снимки Одри Хепберн. Из позднего — автопортрет в образе Надара. Из совершенно неизвестного — портрет Сомерсета Моэма, сделанный в номере отеля, который Битон сам декорировал. 

Отдельно хочется отметить архитектурное решение выставки, за которое отвечает бюро PS Culture под руководством Юлии Наполовой. Две самые яркие темы Битона — съемки британской королевской семьи и кадры с изображением главных талантов поколения — выделены в центральную инсталляцию с роскошным занавесом из стекляруса.  

Государственный Эрмитаж
Сесил Битон и культ звезд
9 декабря – 14 марта 2021

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией открытие выставки состоится в онлайн-формате.
Трансляция церемонии открытия пройдет в социальных сетях Государственного Эрмитажа 8 декабря в 16:00 и будет доступна по ссылке.

Генеральный партнер выставки ДЛТ. 

Материалы по теме:
Бриллиантовый юбилей
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+