Рабочее место художника в роли произведения

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Для аналитического исследования мастерских британских живописцев и скульпторов Луиза Кэмпбелл призвала на помощь архитектуру. Именно такой метод позволил ей выявить тренды, подспудно влиявшие на организацию творческих пространств

Скульптор Дора Гордин за работой в своей студии в Лондоне. 1930-е. Фото: Historic England Archive
Скульптор Дора Гордин за работой в своей студии в Лондоне. 1930-е.
Фото: Historic England Archive

Художественные студии, олицетворяющие альтернативный способ жизни, могут быть похожи на выставочные павильоны или места для вечеринок, а порой представляют собой пространства уединения и секретности. В книге «Жизнь студий: архитектор, искусство и художник в Британии XX века» Луиза Кэмпбелл рассматривает в совокупности личность творца и архитектуру этих помещений. А критерием для исследования послужило наличие мастерской, отличавшейся какими-нибудь архитектурными особенностями — как, например, студия в Лондоне на улице Мэлл, которой совместно пользовались живописец Бен Николсон и скульптор Барбара Хепуорт.

Книга охватывает чуть больше 40 лет — начиная со студии Джорджа Фредерика Уоттса, последнего из викторианцев, (проект 1892 года) и заканчивая домом Бракенфелл, построенным для текстильного магната и одновременно художника-новатора Алистера Мортона в 1938 году.

С почти экспертной точностью здесь рассматриваются проекты мастерских, которыми пользовались десять отдельных художников и три супружеские пары. Параллельно описаны их семейные отношения, порой весьма запутанные, и разобраны случаи сотрудничества и конфликтов между заказчиками и архитекторами. 

Louise Campbell. Studio Lives: Architect, Art and Artist in 20th-Century Britain. Lund Humphries. 288 с. £35. На английском языке
Louise Campbell. Studio Lives: Architect, Art and Artist in 20th-Century Britain. Lund Humphries. 288 с. £35. На английском языке

Новые поколения трансформировали стереотипы прошлого, открывая собственные способы быть современными. Архитектурные решения городских студий и сельских художественных колоний различались между собой, но основой в обоих случаях становилась обычно индивидуальность владельца. Переезд в сельскую местность происходил, как правило, в перестроенные старые дома или же те, что были возведены когда-то по модели движения «Искусства и ремесла». Интерьеры новых модернистских студий, как и адаптированных старых, отличались экономным оформлением — в противоположность акцентированной экзотике в прошлом. 

Глава, посвященная изображению мастерских в книгах и журналах, выявляет поразительный контраст с прежней моделью. Журналисты, нередко женщины, брали у ведущих художников интервью «в домашней обстановке» — теперь это именуется стилем жизни. А вот Марджери Аллингем или Ивлин Во в своих романах представляли вымышленных творцов, чьи  образы зачастую были позаимствованы из жизни парижской богемы XIX века. Между тем в период Великой депрессии многие реальные художники попросту бедствовали. И многочисленные студии, созданные с определенными целями, заселялись теперь не творцами, а весьма богатыми людьми, что косвенно свидетельствовало о признании подлинного величия современной концепции.  

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+