В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend

Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские

Евгений Гранильщиков в РГПУ им. Герцена. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Евгений Гранильщиков в РГПУ им. Герцена.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Мероприятие Art Weekend придумал петербургский ГЦСИ, который (вместе со всей сетью государственных центров современного искусства) в 2019 году вошел в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина. У него нет своего помещения, и поэтому, как говорит директор Мария Катц, все силы пока направлены на создание брендированных событий. Идея объединить одним маршрутом все активные точки (вузы, музеи, выставочные залы, галереи, книжные магазины, кафе, частные мастерские, театры и проч.), которые показывают и (или) продают contemporary art, кажется весьма продуктивной. Она адресована и жителям города, но в первую очередь просвещенным туристам. Можно приехать на день-два, составить себе абсолютно непривычную культурную программу и за короткое время получить представление о новых площадках и о том, что происходит в актуальном петербургском «арте».

Перформанс Алины Кугушевой «Скатерть самобранка» во время Art Weekend 2019. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Перформанс Алины Кугушевой «Скатерть самобранка» во время Art Weekend 2019.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Музеи, театры и арт-центры

Музей нонконформистского искусства (Лиговский пр., 53) показывает «Большую живопись» Бориса (Боба) Кошелохова (р. 1942) — живой легенды петербургского андеграунда. Его пластическая выразительность вырастает из образов архаики и примитивов. Кошелохов пришел в искусство персональным путем, минуя традиционную систему образования, но честно посвятил ему всю жизнь. В основанной им в 1976 году группе «Летопись» начинали Тимур Новиков и Елена Фигурина. В 1978-м, женившись на иностранке, Кошелохов уехал в эмиграцию, принял участие в Венецианской биеннале, но через пару месяцев вернулся со словами, что не хочет менять железную клетку на золотую.

Первый в мире и единственный в России Музей стрит-арта (ш. Революции, 84аб) интересен как своей постоянной экспозицией, так и сменными выставками. Сейчас здесь последние дни работает выставка «Концентрация» Ассоциации худших фотографов (АХУФО). Ассоциация основана Вадимом Соболевым в 2016 году в социальной сети «ВКонтакте», и сейчас за ее новостями следят 70 тыс. человек. В выставке приняли участие 30 авторов, «худшие из худших», те, кто не стремится в лидеры и кого (как бы) не интересует мнение окружающих. Снимают они, следуя заявленной логике, самое неприятное: индустриальные свалки, окраины городов, провинциальную глушь. Хотя бы из-за чистоты концепции этот проект стоит увидеть.

На новой сцене Александринского театра (наб. Фонтанки, 49а) пройдет презентация VR-проектов Лаборатории новых медиа. Нашей вынужденной из-за пандемии стационарной жизни художники противопоставили путешествие в виртуальные миры. Их инсталляции развернуты в фойе театра. В программе — плавание в бассейне, прогулка в оранжерее, трип по горам и в пещеру и проч. Проект создан в содружестве с платформой V Art Reality и KZ gallery. Среди авторов — команда iBiom, Анна Андржиевская (группа «Север-7») и Марина Блинова, Денис Уранов, Данил Матвиенко.

В Центре современного искусства им. Сергея Курехина (Лиговский пр., 73) можно проследить развитие петербургских мультимедиа за последние 35 лет, от артхаусного кино до видеоинсталляций. Куратор Виктория Илюшкина собрала работы Ольги Тобрелутс, Константина Митенева, Людмилы Беловой, Олега Маслова и других художников.

В старейшей, основанной в 1991 году, некоммерческой галерее «Борей» (Литейный пр., 58) выставка «Марина выходит на работу» Кирилла Аграновского. Это такой раскадрированный в разных масштабах и техниках (рисунки, аппликация и проч.) фильм про воображаемую героиню и ее непростые, занятые трудом будни.

Здание Екатерининского общественного собрания (наб. Канала Грибоедова, 88–90) — памятник культурного наследия. Этот изящный дворец был построен в 1905–1907 годах архитектором Оскаром Мунцем. До революции в нем располагался закрытый клуб, с 2016-го устраиваются филармонические и театральные концерты. В честь Art Weekend тут показывают выставку Augenhinterland, что является соединением двух немецких слов: Augenhintergrund (глазное дно) и Hinterland (глубинные земли) — и обозначает, как любезно разъясняют организаторы, «невозвратную проницаемость». Это попытка проникнуть (по крайней мере, путем персональной интерпретации) в «за-пространство». В выставке принимают участие Влад Кульков, Александр Белов, Иван Стрельцов, Борислав Стрельцов.

Галеря Anna Nova в время Art Weekend. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Галеря Anna Nova в время Art Weekend.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Галереи и мастерские

Независимое экспериментальное выставочное пространство «Стыд» (наб. Пряжки, 5) — «территория индивидуального опыта». Посетить его можно по 15-минутным сеансам, и в зале вы будете один-единственный гость. Выставка «Провал» художницы Александры Гарт погрузит вас в апокалиптическую атмосферу: пустынное поле, черный огонь, руины и ветки.

Столь же персонально направленным (в смысле воздействия искусства на зрителя) будет и визит в коммунальную галерею «Егорка» (ул. Егорова, 28, кв. 32), где живут художницы Анна Терешкина и Настя Макаренко. Вместе с друзьями они делают выставку о телесном: об «описании, рисовании, использовании, изучении, принятии, переопределении и переприсвоении своих тел».

Выставочное пространство в здании бывшего пивоваренного завода «Степан Разин» (Курляндская ул., 48) презентует выставку «Погружение. Путешествие в глубину»: металлические скульптуры Антонины Фатхуллиной. Куратор выставки и автор фильма Rusalka, который покажут в рамках проекта, — Юлия Шаркина.

В культурно-деловом пространстве «Севкабель порт» (Кожевенная линия, 40), которое открылось на территории бывшей гавани в 2018 году, развернута фотовыставка «Морская линия» — итог одноименного фотоконкурса, попытка осмыслить историю и эстетику места.

В галерее «Люда» (Тележная ул., 37), основанной в 2008 году художником Петром Белым, — выставка «Непрозрачность»: разнообразные объекты из стекла, начиная с советских ваз и до оплывков, напоминающих древних божеств, найденных на территории заброшенной стекольной фабрики. Художники: Кирилл Акулиничев, Сергей Деникин, Света Исаева и другие.

Владмир Абих с работой «Слова найдутся» в РГПУ им. Герцена. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Владмир Абих с работой «Слова найдутся» в РГПУ им. Герцена.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Вузы

Музей прикладного искусства Академии Штиглица (Соляной пер., 15) почти обязателен к посещению. Построенный в 1896 году первым директором академии (тогда училища) Максимилианом Месмахером (1842–1906), внутри он отличается невероятной пышностью и богатством декоративных отделок. 21 ноября, в субботу, в дополнение к постоянной экспозиции в Готическом зале свою первую персональную выставку показывает художник Алексей Таруц. Она называется “You are not the only one cursed with knowledge” (что можно перевести как «Ты не единственный, отравленный знанием») и исследует аберрации нашего восприятия и памяти.

В Политехническом университете (Политехническая ул., 29) развернута выставка, посвященная Льву Термену — создателю терменвокса и предтече электронной музыки.

Педагогический университет им. А.И.Герцена (Казанская ул., 3а) стал площадкой для выставки «Краш»: Владимир Абих, Евгений Гранильщиков и Екатерина Соколовская с помощью художественных работ смоделировали пространство сильных эмоций, страстей-катастроф (отсюда и название)

Куратором всех трех вузовских проектов выступила Анна Зведий.

С полной программой санкт-петербургского Art Weekend можно ознакомиться здесь.

Материалы по теме:
В Петербурге пройдет Art Weekend
Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+