18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend

Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские

Евгений Гранильщиков в РГПУ им. Герцена. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Евгений Гранильщиков в РГПУ им. Герцена.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Мероприятие Art Weekend придумал петербургский ГЦСИ, который (вместе со всей сетью государственных центров современного искусства) в 2019 году вошел в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина. У него нет своего помещения, и поэтому, как говорит директор Мария Катц, все силы пока направлены на создание брендированных событий. Идея объединить одним маршрутом все активные точки (вузы, музеи, выставочные залы, галереи, книжные магазины, кафе, частные мастерские, театры и проч.), которые показывают и (или) продают contemporary art, кажется весьма продуктивной. Она адресована и жителям города, но в первую очередь просвещенным туристам. Можно приехать на день-два, составить себе абсолютно непривычную культурную программу и за короткое время получить представление о новых площадках и о том, что происходит в актуальном петербургском «арте».

Перформанс Алины Кугушевой «Скатерть самобранка» во время Art Weekend 2019. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Перформанс Алины Кугушевой «Скатерть самобранка» во время Art Weekend 2019.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Музеи, театры и арт-центры

Музей нонконформистского искусства (Лиговский пр., 53) показывает «Большую живопись» Бориса (Боба) Кошелохова (р. 1942) — живой легенды петербургского андеграунда. Его пластическая выразительность вырастает из образов архаики и примитивов. Кошелохов пришел в искусство персональным путем, минуя традиционную систему образования, но честно посвятил ему всю жизнь. В основанной им в 1976 году группе «Летопись» начинали Тимур Новиков и Елена Фигурина. В 1978-м, женившись на иностранке, Кошелохов уехал в эмиграцию, принял участие в Венецианской биеннале, но через пару месяцев вернулся со словами, что не хочет менять железную клетку на золотую.

Первый в мире и единственный в России Музей стрит-арта (ш. Революции, 84аб) интересен как своей постоянной экспозицией, так и сменными выставками. Сейчас здесь последние дни работает выставка «Концентрация» Ассоциации худших фотографов (АХУФО). Ассоциация основана Вадимом Соболевым в 2016 году в социальной сети «ВКонтакте», и сейчас за ее новостями следят 70 тыс. человек. В выставке приняли участие 30 авторов, «худшие из худших», те, кто не стремится в лидеры и кого (как бы) не интересует мнение окружающих. Снимают они, следуя заявленной логике, самое неприятное: индустриальные свалки, окраины городов, провинциальную глушь. Хотя бы из-за чистоты концепции этот проект стоит увидеть.

На новой сцене Александринского театра (наб. Фонтанки, 49а) пройдет презентация VR-проектов Лаборатории новых медиа. Нашей вынужденной из-за пандемии стационарной жизни художники противопоставили путешествие в виртуальные миры. Их инсталляции развернуты в фойе театра. В программе — плавание в бассейне, прогулка в оранжерее, трип по горам и в пещеру и проч. Проект создан в содружестве с платформой V Art Reality и KZ gallery. Среди авторов — команда iBiom, Анна Андржиевская (группа «Север-7») и Марина Блинова, Денис Уранов, Данил Матвиенко.

В Центре современного искусства им. Сергея Курехина (Лиговский пр., 73) можно проследить развитие петербургских мультимедиа за последние 35 лет, от артхаусного кино до видеоинсталляций. Куратор Виктория Илюшкина собрала работы Ольги Тобрелутс, Константина Митенева, Людмилы Беловой, Олега Маслова и других художников.

В старейшей, основанной в 1991 году, некоммерческой галерее «Борей» (Литейный пр., 58) выставка «Марина выходит на работу» Кирилла Аграновского. Это такой раскадрированный в разных масштабах и техниках (рисунки, аппликация и проч.) фильм про воображаемую героиню и ее непростые, занятые трудом будни.

Здание Екатерининского общественного собрания (наб. Канала Грибоедова, 88–90) — памятник культурного наследия. Этот изящный дворец был построен в 1905–1907 годах архитектором Оскаром Мунцем. До революции в нем располагался закрытый клуб, с 2016-го устраиваются филармонические и театральные концерты. В честь Art Weekend тут показывают выставку Augenhinterland, что является соединением двух немецких слов: Augenhintergrund (глазное дно) и Hinterland (глубинные земли) — и обозначает, как любезно разъясняют организаторы, «невозвратную проницаемость». Это попытка проникнуть (по крайней мере, путем персональной интерпретации) в «за-пространство». В выставке принимают участие Влад Кульков, Александр Белов, Иван Стрельцов, Борислав Стрельцов.

Галеря Anna Nova в время Art Weekend. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Галеря Anna Nova в время Art Weekend.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Галереи и мастерские

Независимое экспериментальное выставочное пространство «Стыд» (наб. Пряжки, 5) — «территория индивидуального опыта». Посетить его можно по 15-минутным сеансам, и в зале вы будете один-единственный гость. Выставка «Провал» художницы Александры Гарт погрузит вас в апокалиптическую атмосферу: пустынное поле, черный огонь, руины и ветки.

Столь же персонально направленным (в смысле воздействия искусства на зрителя) будет и визит в коммунальную галерею «Егорка» (ул. Егорова, 28, кв. 32), где живут художницы Анна Терешкина и Настя Макаренко. Вместе с друзьями они делают выставку о телесном: об «описании, рисовании, использовании, изучении, принятии, переопределении и переприсвоении своих тел».

Выставочное пространство в здании бывшего пивоваренного завода «Степан Разин» (Курляндская ул., 48) презентует выставку «Погружение. Путешествие в глубину»: металлические скульптуры Антонины Фатхуллиной. Куратор выставки и автор фильма Rusalka, который покажут в рамках проекта, — Юлия Шаркина.

В культурно-деловом пространстве «Севкабель порт» (Кожевенная линия, 40), которое открылось на территории бывшей гавани в 2018 году, развернута фотовыставка «Морская линия» — итог одноименного фотоконкурса, попытка осмыслить историю и эстетику места.

В галерее «Люда» (Тележная ул., 37), основанной в 2008 году художником Петром Белым, — выставка «Непрозрачность»: разнообразные объекты из стекла, начиная с советских ваз и до оплывков, напоминающих древних божеств, найденных на территории заброшенной стекольной фабрики. Художники: Кирилл Акулиничев, Сергей Деникин, Света Исаева и другие.

Владмир Абих с работой «Слова найдутся» в РГПУ им. Герцена. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Владмир Абих с работой «Слова найдутся» в РГПУ им. Герцена.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Вузы

Музей прикладного искусства Академии Штиглица (Соляной пер., 15) почти обязателен к посещению. Построенный в 1896 году первым директором академии (тогда училища) Максимилианом Месмахером (1842–1906), внутри он отличается невероятной пышностью и богатством декоративных отделок. 21 ноября, в субботу, в дополнение к постоянной экспозиции в Готическом зале свою первую персональную выставку показывает художник Алексей Таруц. Она называется “You are not the only one cursed with knowledge” (что можно перевести как «Ты не единственный, отравленный знанием») и исследует аберрации нашего восприятия и памяти.

В Политехническом университете (Политехническая ул., 29) развернута выставка, посвященная Льву Термену — создателю терменвокса и предтече электронной музыки.

Педагогический университет им. А.И.Герцена (Казанская ул., 3а) стал площадкой для выставки «Краш»: Владимир Абих, Евгений Гранильщиков и Екатерина Соколовская с помощью художественных работ смоделировали пространство сильных эмоций, страстей-катастроф (отсюда и название)

Куратором всех трех вузовских проектов выступила Анна Зведий.

С полной программой санкт-петербургского Art Weekend можно ознакомиться здесь.

Материалы по теме:
В Петербурге пройдет Art Weekend
Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+