18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Их выставлял Овчаренко

Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле

Нынешний год для юбилейных торжеств непригоден. Не будь карантинного запрета, Владимир Овчаренко устроил бы к 30-летию своей галереи какое-то суперсобытие, поскольку повод позволяет. Но галерея сделала небольшую — на один зал — выставку-памятку о паре десятков из 350 прошедших в ней выставок. Называется она длинно: «Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз». «Искусство из первых рук» — так называлась прошедшая в «Риджине» в 1992 году выставка, где картины из собрания Овчаренко держали на руках солдаты внутренних войск, стоявшие за перегородками. Это была вызывающая, шокировавшая публику затея тогдашнего экспозиционера и художника галереи Олега Кулика. Нынешнюю юбилейную выставку делал давно сменивший его на этом поприще Сергей Братков, тоже художник галереи.

При входе на выставку экспонатов не видно, перед глазами только белый подиум, в конце которого стоит кресло — прямо трон. Хозяин галереи может восседать на нем победителем, созерцая, как павших ниц побежденных, лежащие на полу картины и инсталляции, выставлявшиеся в «Риджине», она же последние два года галерея Ovcharenko. Здесь можно увидеть фотографию скачущего на коне по Красной площади голого Кулика, объект Александра Бродского с чайными пакетиками, картинку с кляксой и витиеватой надписью Павла Пепперштейна и что-то еще знакомое, но с ходу неопознаваемое, а подписей под работами нет.

Над ними знаменами спускаются с потолка афиши прошедших в галерее выставок. Одни напоминают о дерзких 1990-х: «Машина в лесу» Франциско Инфанте (1991), «День знаний» движения Э.Т.И. и Константина Звездочетова (1991), «Последняя демонстрация» Семена Файбисовича (1992). Другие заставляют вспомнить о благополучных для отечественного современного искусства нулевых: «Дискотека» Сергея Зарвы (2005), /SUB Влада Кулькова (2008). «Неслучайность» Виктора Алимпиева (2010) и «Киоск между двумя знаниями» Стаса Волязловского (2011) открыли десятые, тоже, в общем, спокойные арт-годы. Две афиши из этой случайной, кажется, подборки — выставок «Русское» Кулика и «Детки» Сергея Браткова, прошедших соответственно в 1999-м и 2000-м, — вызывают досадливый вздох. По этическим и эстетическим нормам нашего времени сегодня их было бы показывать невозможно.

Тридцать лет — очень большой срок, изменилось все: мир, страна, искусство, галерея. Меньше всего Овчаренко. С его энергией, чутьем на новое, предприимчивостью и стремлением развиваться он мог бы превратить свою галерею в мощную институцию с несколькими филиалами, многочисленным штатом сотрудников, выставками, занимающими огромные пространства. Все это, впрочем, было. И филиал галереи в Лондоне, и выставки на больших площадках, и участие в крупнейших международных арт-ярмарках. И это только галерейные выступления, еще у Овчаренко было немало свершений в других качествах — например, как устроителя ярмарки современного искусства в Москве. Но что-то было и прошло, а галерея осталась. Есть еще аукцион Vladey, но он существует не так долго.

Двигаться вперед, развиваться «Риджине»/Ovcharenko мешали только внешние обстоятельства. Она пережила дефолт, смену мест жительства, изменение направления в современном искусстве в сторону повышения социальной ответственности, а это направление Овчаренко, похоже, не вдохновляет. Многие сотрудничавшие с ней художники ушли выставляться на другие площадки, кто-то ушел из жизни. А теперь вот пандемия испортила задуманный праздник.

Но галерея не сдается. Несмотря на тотальный карантин в московских музеях, на выставку можно прийти по предварительной записи.

За ней последуют другие, тоже юбилейные. 19 января в Ovcharenko планируют представить проект Ивана Чуйкова «И прекрасный вид из окна» в память о нем.

Еще Овчаренко обещает активизировать деятельность в интернете. Честно говоря, ему давно пора превратить сайт Ovcharenko из сугубо информационного в пространство современного искусства, в виртуальную галерею.


Ovcharenko
«Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз»
До 15 января 2021

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+