Ансельм Кифер создал работы для парижского Пантеона

По заказу президента Франции Эмманюэля Макрона немецкий художник Ансельм Кифер создал произведения у захоронения французского писателя и участника Первой мировой войны Мориса Женевуа

Ансельм Кифер (слева) и французский композитор Паскаль Дюсапен (справа). Photo: D. Plowy/Panthéon/CMN
Ансельм Кифер (слева) и французский композитор Паскаль Дюсапен (справа). Photo: D. Plowy/Panthéon/CMN

Немецкий художник Ансельм Кифер создал по заказу президента Эмманюэля Макрона произведения у захоронения французского писателя Мориса Женевуа в парижском Пантеоне. Они стали первыми за почти целый век новыми работами в знаменитом архитектурно-историческом памятнике.

Перенесение в Пантеон праха Женевуа, до сих пор покоившегося на одном из парижских кладбищ, было приурочено к 100-летию с даты символического захоронения Неизвестного Солдата под Триумфальной аркой на День памяти.

Кифер создал произведения в память о Женевуа (1890–1980), авторе знаменитого сборника рассказов Ceux de 14 (1950), в основу которых лег собственный опыт писателя, принимавшего участие в Первой мировой войне. Сообщается, что Макрон решил поручить этот заказ Киферу, живущему во Франции уже почти три десятилетия, после встречи с художником в Ахене в 2018 году.

Инсталляции с объектами-размышлениями о Первой мировой вроде макового поля, забрызганной кровью одежды и колючей проволоки и цитатами из произведений Женевуа представили вечером 11 ноября на торжественной церемонии, в ходе которой гроб писателя установили в Пантеоне. Возглавил церемонию лично президент Франции.

По словам Кифера, его работы, «пожалуй, напоминают реликварии, но при этом не содержат ничего ценного». Выставленные по сторонам нефа витрины предваряют две большие картины художника, также посвященные Первой мировой войне, но экспонируемые здесь временно. Французский композитор Паскаль Дюсапен создал по специальному заказу музыкальное произведение, включающее имена погибших солдат.

В интервью с куратором Жаном де Луази Ансельм Кифер, родившийся в 1945 году, сказал: «Я хотел не создать мемориал, а скорее… поразмышлять о трагических моментах, преобразуя их. [...] История, как я ее чувствую, говорит нам, что война и зло не только неизбежны — они и есть то самое бытие человека. Он способен на все, и это меня печалит — но что могу я, художник-пессимист, сделать перед лицом хода мировой истории?!»

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+