18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Туле открылся музейный квартал

№86
Материал из газеты

У древних стен Тульского кремля появился новый культурный кластер. Среди его объектов — филиал Государственного исторического музея и Центр семейной истории

В массовом сознании с Тулой ассоциируется символический набор предметов и понятий: оружие, самовар, пряник, подкованная блоха. Всем этим темам, каждой по отдельности, здесь с более или менее давних пор посвящен собственный музей. Даже блоха с подковами служит экспонатом, который демонстрируется под микроскопом в воссозданном интерьере «Старой тульской аптеки». И в целом нельзя сказать, что этот древний город (он на год старше Москвы, судя по Никоновской летописи) так уж обделен очагами культуры. Однако музейная его слава не столь широка, как, например, у топовых представителей Золотого кольца России. Туристов привлекают, скорее, окрестные достопримечательности: усадьбы Ясная Поляна и Поленово или же Куликово поле.

И вот областной центр вознамерился изменить положение дел. Не переключить, конечно, весь туристический поток на себя, а добавить к привычным загородным маршрутам еще и тульские адреса из категории must visit. И чтобы местные жители тоже посещали их как можно активнее. Еще в 2016 году была принята программа подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля, в которую заложили целый ряд идей, связанных с реконструкцией близлежащих территорий, в частности устройство модной пешеходной набережной вдоль старого русла реки Упы. Предусматривалось программой и создание музейного квартала на улице Металлистов — старинной и купеческой, несмотря на нынешнее название. Управились в срок. Учреждения культуры в исторических зданиях были открыты или ровно в День города, совмещенный с юбилеем кремля, или неделей позже, в начале октября. А местный Музей декоративно-прикладного и современного искусства и вовсе начал работать по новому адресу в июле.

Помимо него, в состав кластера вошли филиалы упомянутых выше федеральных музеев-заповедников — Василия Дмитриевича Поленова, «Ясной Поляны» и «Куликова поля». Речь, конечно, не о замещении реальных объектов в природном окружении городскими шоурумами — подразу­меваются, скорее, новые выставочные пространства и исследовательские центры (в случае «Куликова поля» под сугубо научные цели отведен еще и дополнительный особняк, в нем обустроились археологи и реставраторы).

При этом связь каждого филиала с «головным офисом» может быть специфической, опосредованной. Например, музей-заповедник Поленова из своих окских просторов транслирует в Тулу идею о ценности домашних архивов и устных воспоминаний. Этот филиал, расположившийся по соседству с улицей Металлистов, на Благовещенской, так и назван — Центр семейной истории. Династия Поленовых присутствует здесь в качестве одной из сюжетных линий, а суммарно героями нынешней экспозиции — отчасти предметно-документальной, отчасти интерактивно-виртуальной — стали свыше двух десятков семей, тесно связанных с Тулой и ее окрестностями. Премьерная выставка «Семейное дело», спроектированная музейным бюро Solarsense, останется в этих стенах надолго, до апреля следующего года.

Безусловным городским хитом обещает стать и еще один филиал, в данном случае патронируемый напрямую из столицы. Первое региональное подразделение основал Государственный исторический музей — за год с небольшим до своего предстоящего 150-летия. Филиалу в Туле передан в пользование один из красивейших домов по улице Металлистов — бывший особняк купцов Белолипецких, построенный в конце XIX века. Второй этаж здания заняло экспозиционное пространство, а остальные помещения, включая два крыла во внутреннем дворике, приспособлены под сопутствующие функции: хранилище, музейный магазин, детский образовательный центр. Последний пока доводится до ума и откроется позже.

В качестве зачина тульский филиал принимает у себя выставку «Реликвии и шедевры Исторического музея» — своего рода дай­джест обильных и многообразных московских фондов. На примере 268 избранных экспонатов пунктиром обозначены вехи отечественной истории — от причерноморской античной археологии до машинописи выступления маршала Жукова на Параде Победы. «Была задача показать специфику нашего музея, — рассказала The Art Newspaper Russia куратор выставки, главный научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко, — поэтому выбраны экспонаты, которые представляют наиболее значимые коллекции. Например, народного костюма, крестьянского быта. И еще выбраны вещи с учетом источников их поступления, в том числе из самых первых. Здесь есть дары Петра Щукина, Алексея Бахрушина и других наших фондообразователей. В результате выставка получилась многоплановой: каждый памятник отвечает нескольким требованиям. Делался акцент также и на тульской истории. Это пилотный проект, и складывался он совсем не безоблачно. Обсуждались две концепции: история государства в копийных памятниках или все-таки история русского народа в памятниках подлинных. Восторжествовала вторая идея, и это правильно, на мой взгляд».

Дальнейшая выставочная программа филиала Исторического музея пока не определена. Скорее всего, преобладать здесь будут «арии московского гостя», то есть гастрольные проекты, инициированные и подготовленные в столице. Однако музейщики обещают следить за отзывами туляков и учитывать их пожелания на будущее. 


Тула, улица Металлистов, дом Белолипецких

Новый музейный кластер расположился на улице Металлистов, одной из старейших в городе. Она упомянута еще в писцовой книге XVI века. В то время улица называлась Пятницкой, затем ее переименовали в Никольскую, а позднее вернули прежнее название, измененное лишь после революции. Исстари на Пятницкой селились купцы: Коробковы, Поповы, Сапельниковы, Сисины, Сушкины, Черниковы. Известно, что к середине XVIII столетия улица была полностью вымощена булыжником и все дома на ней были из камня. Здесь размещались магазины и лавки, питейные заведения, гостиный двор.

В числе наиболее примечательных зданий — двухэтажный особняк, возведенный в 1891 году купцом Иваном Михайловичем Белолипецким на двух соединенных участках уличной застройки. До революции в доме размещалась контора товарищества «Братья Белолипецкие в Туле», торговавшего москательными, масляными и хлебными товарами. На той же Пятницкой улице держал пряничный магазин и другой купец Белолипецкий, их кузен. В советский период здание принадлежало разным пользователям; одно время в нем располагалось швейное производство. Постепенно дом приходил в негодность и даже готовился к сносу, но в итоге после реставрации его передали филиалу Государственного исторического музея.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+