18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Критики-вымогатели

Художники доплачивают за известность.

Молодых художников заваливают предложениями раскошелиться, чтобы их имена и работы появились в журналах, каталогах и на выставках. Многие считают это циничным выманиванием денег — но кое-кто говорит, что готов платить за «присутствие» в современном арт-мире, который становится все более конкурентным.

«Каждый божий день я получаю электронные письма с предложением не упустить свой шанс», — говорит 29-летний скульптор Джерри Блэкман. Недавно ему пришло письмо от имени редактора журнала Artvoices Терренса Сандерса, и Блэкмана уверяли, что он может «с огромной скидкой — $3,5 тыс.!» появиться на обложке издания. «Это уникальная возможность поможет вам в полной мере заявить о себе и своем творчестве» — и как дополнительный аргумент рядом красовалась «обычная цена», $5 тыс. По мнению Блэкмана, «если хочешь,
чтобы к тебе относились серьезно, такие вещи, как правило, приносят больше вреда, чем пользы, или по крайней мере тратят твое время». А вот художница из Луизианы Кэрол Хэллок, напротив, не жалеет о решении купить статью в Artvoices. «Мои клиенты были только рады узнать, что обо мне пишут в журналах и газетных статьях. Знаете, большинство художников вынуждены заявлять о себе сами: сам себя не похвалишь — никто не похвалит», — уверена она. По словам Хэллок, у нее есть контракты с галереями, но саморекламу пока никто не отменял. Нэнси Смит, главный редактор сайта Art Lovers New York, признается, что порой в обмен на освещение на своем ресурсе принимает денежное вознаграждение или произведение искусства. «Я пишу в основном о двух типах. Либо о суперстильных художниках, которые действительно меня покорили, либо о достаточно сообразительных, чтобы отблагодарить меня за мою работу», — говорит она. Смит также собирает взнос с некоторых галерей, желающих, чтобы написали об их выставках. Дилеры средней руки вроде Freight + Volume счастливы платить около $300 за ее услуги, но вот большие галереи «и слышать не хотят» о подобных предложениях. «„Что, платить за публикации?“ — обычно возмущаются они. Вот так, потихоньку, можно и кануть в безвестность», — уверена Смит. Чтобы получить разворот или быть упомянутым в некоторых солидных художественных каталогах и изданиях, таких как Blink и International Contemporary Masters, нужно и вовсе выложить тысячи долларов. А иногда организаторы художественных мероприятий взимают с художников мзду, чтобы работы тех появились на стендах, как это было, например, на новой арт-ярмарке New Material Art Fair в Майами, запущенной в 2013 году. Ее учредители, однако, утверждают, что целью, наоборот, было стимулировать участников, а не заработать на них деньги. «Коммерческий успех может [...] заглушить порыв к эксперименту, ведь в основе творчества — риск и готовность порой отказаться от признания», говорится на сайте ярмарки.

Нью-йоркский арт-дилер Элизабет Денни рассказывает, что не обращает внимания на «творческие конкурсы, каталоги художников или журналы, где можно заказать материалы»: «Такого рода тексты обычно пишутся анонимно, их достоверность трудно проверить, поэтому я не принимаю их в расчет». Более настойчивые и последовательные критики проплаченных статей считают, что «джинса» подставляет под удар начинающих и пока не набравшихся ни житейского, ни творческого опыта художников. «Это чистейшей воды разводка, — говорит декан Йельской школы искусств Роберт Сторр. — Они беззастенчиво и жестоко эксплуатируют наивных и амбициозных юнцов, это настоящие вампиры культурной индустрии».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+