18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Не противопоставлять, а сопоставить

№86
Материал из газеты

Каталог не состоявшейся пока выставки из коллекции Петера и Ирене Людвиг предлагает убедиться в том, что между советским и американским искусством было гораздо больше общего, чем принято думать

Ретроспективную выставку «The Cool and the Cold. Живопись США и СССР 1960–1990 годов. Коллекция Людвигов» в берлинском Мартин-Гропиус-Бау планировали открыть в апреле, но из-за карантина она была отложена на год. Тем не менее каталог ее уже вышел, в том числе на русском языке. В издании треть составляют статьи, остальное — воспроизведение картин, выбранных для экспозиции. И обе эти части книги заслуживают внимания и обсуждения.

Предприниматель Петер Людвиг вместе с женой Ирене занялся коллекционированием в середине 1950-х, и уже через 20 лет чета обладала внушительным собранием американского искусства, включая поп-арт. Затем Людвиги заинтересовались художниками ГДР и других социалистических стран, а следом решили больше узнать и об искусстве СССР, о котором тогда не имели представления.

«Внешним толчком», как говорил Людвиг в интервью, стал визит к нему тогдашнего советского посла в Бонне Владимира Семенова — с предложением приехать в СССР. Несмотря на то что инициатива принадлежала представителю советского государства, поездка долго обговаривалась: Людвиг не хотел быть руководимым Министерством культуры, он предпочитал сам выбрать, с кем встречаться и чьи работы покупать. И ему это удалось. Переписка с советскими функционерами воспроизведена в книге, и по ней видно, насколько терпелив и настойчив был коллекционер. Людвиг принципиально собирал не самые выдающиеся произведения, а стремился охватить как можно больше течений и направлений, чтобы по его коллекции можно было понять время, в которое он жил, и чтобы черпать из нее материал для выставок всякого рода.

Проектов, сравнивающих искусство двух стран, в том числе послевоенное, было в последние годы немало, но работы художников СССР и США прежде не сопоставлялись подробно, по темам, сюжетам и стилям. Так что «The Cool and the Cold» станет первой большой выставкой, где это попробуют сделать. Как и положено солидному каталогу, книга содержит статьи о времени и обстоятельствах, в которых художники создавали свои произведения. Общее для текстов — коррекция привычного противопоставления свободного творчества в Америке и угнетенного цензурой искусства советского, официального и неофициального.

В статье «„Холодная война“ в искусстве» Борис Гройс пишет об истории идеологического конфликта между абстрактным и реалистическим искусством, возникшего задолго до времени, которому посвящена выставка.

Очень интересна приведенными фактами статья Сьюзен Рид «Американское искусство в Москве в 1959 году и политика в области формирования общественного мнения в годы „холодной войны“». В ней подробно рассказано об Американской национальной выставке, имевшей грандиозный успех в СССР, и о ее художественном разделе, кардинально повлиявшем на многих представителей советского андерграунда. Например, мы узнаем, как американские конгрессмены пытались цензурировать эту выставку, а президент Эйзенхауэр им воспротивился, хотя сам не любил абстрактное искусство, одинаково непонятное народу американскому и советскому.

«Слишком много еще в научном обороте клишированных мнений о политически ангажированном искусстве социалистических стран, слишком многие музейщики и кураторы предпочитают в исследовании искусства Запада идти давно проторенными путями», — пишет в статье «The Cool and the Cold — О концепции выставки» ее идеолог Бригитте Францен. Вместе с коллегами она объединила произведения американских и советских художников и выстроила их хронологически. «Это помогло нам увидеть поразительные параллели в развитии живописи двух стран», — объясняет Францен построение экспозиции, состоящей из десяти тематических разделов. Каталог повторяет выставку, на его страницах картины расположены в той же последовательности.

В «Прологе — 50-е годы» за абстракциями Джексона Поллока, Франца Клайна и Джаспера Джонса следует пентаптих Владимира янкилевского «Атомная станция», где есть условные, но изображения человека, пейзажа и механизмов. Здесь подчеркивается скорее не сходство стилей, а своеобразие манеры советского нонконформиста. Так же случается и в остальных разделах. Реализм картины «На безымянной высоте» Бориса Неменского куда реалистичнее «Любовников» Ховарда Кановица, а фотореализм картины Малкольма Морли, хотя и поставлен в разделе «Досуг/Семья» рядом, не имеет ничего общего с гротескным «Воскресеньем» Александра Ишина. Ну и только шуткой можно считать соседство в «Культовых образах» «Ленина» Дмитрия Налбандяна и «Элвиса Пресли (одинарный Элвис)» Энди Уорхола. Картина с вождем мирового пролетариата написана на 18 лет позже портрета короля рок-н-ролла; она уже при рождении выглядела анахронизмом даже в СССР.

Однако встречаются и поразительные совпадения: «Леопардовая Лилия» Ричарда Линднера весьма похожа по цветовому решению и композиции на написанную на пару лет позже героиню безымянной картины Ивана Чуйкова.

Но выставка — не игра «Найди пять отличий», разумеется. Каждый из художников двух стран выбирал свой путь, и если чьи-то дороги пересекались или шли параллельно, то это говорит о том, что их вело само искусство и что железный занавес не был непроницаемым.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+